Новости игрового мира

Wasteland 3: этот незнакомый знакомый мир

20.09.2020
Именовать Fallout классикой и основой жанра постядерноапокалипсных RPG уже стало общим местом. Да, сериал вполне заслужил воздаваемые ему почести. Но справедливости ради стоит заметить, что родоначальником жанра он все же является. Эта роль выпала на долю Wasteland, не менее легендарной, но здорово подзабытой игры.

Однако именно сейчас появился хороший повод о ней вспомнить. Только что состоялась премьера третьей части эпопеи. Смогли ли inXile Entertainment не разочаровать поклонников оригинального творения Брайна Фарго? С учетом высоко качества первой и второй частей удержать планку явно было нелегко.


Заглянуть за апокалипсис

Заброшенные населенные пункты, засохшие деревья, в рюкзаке на спиной раздаются тревожные щелчки – счетчик Гейгера оценивает окружающую обстановку... Люди очень любят страшные истории о гибели прогрессивных цивилизаций, ядерной катастрофе и последовавшем за ней апокалипсисе.

Почему этот жанр настолько привлекателен, пусть выясняют психологи (главное – чтобы не психиатры), но факт неоспорим: эстетика разрушения привлекает массу народу, и гейм-индустрия охотно потакает вкусам публики. Тем более что здесь появляется возможность не только с замиранием сердца рассмотреть ужасные виды погибшей цивилизации, но и активно принять участие в освоении того, что осталось, а то и в восстановлении человеческой популяции и привычной среды обитания.

С технической точки зрения первая Wasteland не была прорывом. Ролевые игры, построенные на исследовании мира группой героев, появились задолго до нее, графическое решение не несло в себе ничего нового, а геймплей, хотя и неплохо продуманный, язык не повернулся бы назвать идеальным.

Впрочем, в пользу игры был один неубиваемый аргумент. Она была пронизана атмосферой нуара, где внимательный взгляд различал черты из таких культовых произведений, как «Терминатор», «Безумный Макс» и чернушные комедии от «Монти Пайтон».

Сейчас это выглядит уже банальностью не первой свежести, а для предпоследнего десятилетия прошлого века было весомым преимуществом. Создатели отвернулись от заполонивших игровую индустрию реалий фэнтэзи и science fiction и обратились к почти привычному миру, подвергшемуся невиданному разрушению, но все же узнаваемому и почти родному. Цинизм и безжалостность прогноза, в чем-то даже трогательные, пришлись по душе гейм-сообществу. Тем более что принимать созданный авторами Wasteland излишне серьезно никто не заставлял.

Релиз первой части прошел успешно, постепенно игра получила почетное звание классической и породила массу подражателей. Американцы из Electronic Arts запустили Fountain of Dreams, потом подтянулись и японцы с Metal Max.

Но куда более значимым оказался сериал Fallout. На данный момент ему насчитывается уже более 20 лет отроду, он претерпел многочисленные перемены как в жанровом отношении, так и в материально-техническом, но навсегда остался верен главному – миру, пережившему (или нет?) ядерную катастрофу.



Проект длиной в четверть века

Судьба Wasteland могла бы сложиться куда более успешно, если бы у проекта, породившего целый востребованный жанр, быстро появилось родное продолжение. Но не сложилось. Практически на два десятилетия Фарго погрузился в другие дела, и мысли о сиквеле даже не озвучивались.

Что-то изменилось только с приходом нового века. Фарго решил вновь обратиться к тому, с чего когда-то начинал, совершил несколько финансовых операций, позволявших надеяться на появление продолжения… И все снова затихло. Никаких перемен на фронте Wasteland не наблюдалось вплоть до 2012 года.

Настала эра краудфандинга, и у inXile Entertainment каким-то чудом (знаем мы, что это за чудо) появились средства на производство второй части. Продукт получился весьма достойный, во всяком случае, разочарованных голосов звучало мало. Хотя и было к чему честно придраться: игра изобиловала багами, наблюдались проблемы балансировки. Разработчики ответили на критику выпуском дополненной и исправленной версии под названием Director’s Cut.

Появлению третьей части вновь предшествовал долгий период ожидания (шесть лет – это, конечно, много, но между первой и второй частями, напомним, прошло почти 20. Так что прогресс налицо). Создавалась она вновь на народные деньги.

Первые скриншоты заставили фанатов слегка напрячься: складывалось ощущение, что им предлагают полностью старую песню, разве что на снегу вместо пустыни и с обновленным интерфейсом консольного типа.

Однако первое впечатление оказалось ошибочным. Третья часть стала не просто дополнением – в ней немало новых идей как получше, так и похуже качеством, но в любом случае интересных.



Из Аризоны в Колорадо

Между событиями второй и третьей частей проходит несколько лет. Нельзя сказать, что дела в рейнджеров из Аризоны резко пошли в гору. База погибла, кончаются припасы, всякие асоциальные элементы регулярно атакуют. Еще чуть-чуть, и последний оплот сил добра в Пустоши падет.

Поддержка приходит неожиданно. К рейнджерам с предложением о взаимовыгодном сотрудничестве обращается глава обитателей Колорадо по имени Патриарх: дескать, он предоставляет ресурсы, а герои помогают ему разобраться в некоторых конфликтах внутри клана. Не всем это нравится, но отказываться было бы явно неразумно.

Те, кто с подозрением отнесся к рассказам Патриарха о «непыльной работенке», оказались правы. Доказательств их проницательности даже долго ждать не пришлось. Случается «ледовое побоище» (в буквальном смысле – оно происходит на льду замерзшего озера), в котором погибает почти весь отряд. Выйти из заварушки живыми ухитряются всего несколько человек, да и те сильно покалеченные. Смогут ли остатки сил добра сразу двух штатов пережить следующую ночь?



Учитесь плавать

Игра стартует, что называется, с места в карьер, безо всякой раскачки. Мы обнаруживаем себя на поле битвы безо всяких островков безопасности, где можно было бы отсидеться, тихо знакомясь с управлением и интерфейсом. Остается хватать огнестрел и открывать стрельбу по врагу, прикрывая чинящего броневичок командира.

Вокруг нарастают горы трупов, повсюду взрывы, гигантский робот на четырех ногах строчит из пулемета, уничтожая бойцов… Короче, начало впечатляет. А через пару ходов и вовсе случается непоправимое. Починенный броневичок внезапно стреляет не туда и – game over, добро пожаловать в главное меню. Функция автосохранения по непонятным причинам отсутствует. Начинай сначала.

На самом деле, смерть героя, не сумевшего даже пробраться через пролог, – это чистая случайность. Но тон она задает всему прохождению, удачнее начала просто не придумаешь.



Кто, где, на чем?

Геймеру предстоит играть целым отрядом, состоящим максимум из шести рейнджеров. Место действия – Колорадо в снегах. Цель перемещений – поиск на свою голову неприятностей и их успешное преодоление.

Кстати, необязательно сломя голову торопиться выполнить поставленную задачу. Она никуда не денется, а вокруг еще масса побочных развлечений, типа утаскивания из окрестных домов всего, что плохо лежит, помощи униженным и оскорбленным, стрельбы по взбесившимся роботам на территории всеми покинутых баз и т. д. В общем – скучать некогда.

Средство передвижения – кастомизируемый вездеход. Если зайти в гараж, то на машине можно поменять все – от защиты до сигнала.



Король Рандом, или Не откладывай драку на завтра

Надеяться на быстрое «всех убью – один останусь» не приходится. Все бои ведутся пошагово (чтобы понять, как это, вспомните Gears Tactics или самые свежие XCOM), а потому их длительность стремится к десяти минутам. Получится ли уложиться в 5, зависит от удачливости и экипированности.

Как только начинается перестрелка, на поле боя ложится сетка и в дело вступает Random Number Generator, всемогущий Генератор Случайных Чисел. Иногда выстрелы оказываются вроде бы как эффективными, но совершенно загадочными. Жертвой может пасть как притаившийся в укрытии персонаж, так и ни в чем не виноватый попугай-матерщинник, не успевающий даже грязно выругаться напоследок.

Всевозможных боев и стычек в Wasteland очень много. Что интересно – они не надоедают, поскольку требуют от геймера активного использования тактического мышления. Локации отлично продуманы и позволяют применять военные хитрости, например, загнать толпу супостатов в узкое место и там переколотить. Кроме того, к вашим услугам искусственный интеллект, что позволяет разнообразить процесс освобождения помещений.

Если не хочется пока драться, врагов можно тихо обогнуть. Но не думайте, что избавились от них. Драка все равно будет, не по вашей воле, так по решению разработчиков.

Как это уже было в дополненной версии второй части, здесь есть возможность целиться в отдельные фрагменты тела или детали экипировки врага. Кстати, огнеметчики отлично взрываются при точном выстреле в бак с бензином.



В общем, игру никак нельзя назвать разочарованием. Скорее, она вызывает обратные чувства. Даже если сначала испытываешь подозрения, что это просто заточенная под консоли версия того, что уже было раньше, об этих сомнениях забываешь мгновенно – достаточно добраться до первого же маленького городишки и погрузиться в местные проблемы. И дальше увлеченность только нарастает. Мы исследуем более детально игру и напишем впечатления в следующей статье.