Новости игрового мира

Total War Saga: Troy. Без исторической основы

21.07.2021
Все спин-оффы из этой серии постоянно вызывают одно и то же чувство – удивление. Но не приятное, а скорее задумчивое.

Над ними по несколько лет трудятся огромные творческие коллективы, а в результате публика получает компактные проекты, в которых нет ни одной механики, ранее не встречавшейся в Total War. То есть они слабее полноценных эпизодов по всем параметрам.

Так и хочется спросить: вы точно разумно расходуете средства? Может, лучше направить их на что-то более достойное?

Несомненно, сам принцип базирования на конкретных событиях и фактах в определенной степени привлекателен. Однако, для того чтобы такие войны вызывали интерес, необходимо править геймплей – историческая эпоха должна отражаться в механиках, а не только в костюмах и пейзажах. Этого, к сожалению, почти совсем нет ни в одном из ответвлений. «Троя» исключением не стала.


Как выглядел средний троянец?

Зрительная эффектность сеттинга – это однозначно сильная сторона всех этих проектов. Но и тут не все одинаково. Так, «Троны Британии» давали возможность полюбоваться на харизматичных викингов и бриттов. Для «Трои» же был избран иной принцип, и он понятен, прямо скажем, не до конца.


Поскольку достоверных исторических сведений о Троянских войнах у нас имеется совсем немного, выяснить особенности экипировки солдат XIII–XII в. до н. э., или как строились города, или как люди поступали в тех или иных случаях, затруднительно. С Грецией проще – о ней имеются хотя чуть более поздние данные. А вот с Троей – реальная проблема.

Относительно достоверно известно, что жители этого древнего города-государства были «народами моря», активно сотрудничали и торговали с мощным в то время Хеттским царством, а греков особо не жаловали и культурных связей с ними не имели. Как из этих скупых сведений можно составить представление об их внешнем виде и манере одеваться? Никак.

Так что было решено не мучать художников и не требовать от них невозможного. Исторической точностью пришлось пренебречь с некоторой даже демонстративностью, а опереться на стилистику Илиады и мифов Древней Греции. Поэтому противоборствующие стороны, военачальники и их нравы описаны так, как их представлял себе Гомер, историчности же практически нет – ей просто неоткуда было взяться.


Мифология на марше

Наиболее спорное решение – то, как авторы изобразили всяких существ мифологического характера. В происходящих событиях, особенно в сражениях, активно задействованы не только люди, но и всевозможные кентавры, циклопы, сирены и гарпии, а на карте имеются еще и спецагенты – горгоны, оракулы, сатиры. Разработчики с самого начала решили, что у них не фэнтэзи-игра, так что пришлось выбирать другой путь – под научным названием эвгемеризм. Он подразумевает, что все мифические создания выглядят вполне антропоморфно, но с какими-нибудь необычными деталями, даже не внешнего характера.


Так, кентавр – это не полулошадь, а нормальный кочевник, но виртуозно владеющий искусством верховой езды. Это реальное отличие: в те времена мало кто ездил на спинах животных – чаще их запрягали в колесницы или иные повозки. Так что верховой действительно мог восприниматься как некое удивительное явление.

Или сатиры. Они здесь не козлоногие пакостники, а лучшие барды, обладающие даром пропаганды и способные воодушевить войско перед боем.


Сирены с пониженной социальной ответственностью

В принципе неплохой выход, однако проблема в том, что разработчики не сумели своевременно затормозить. Допустим, гарпии еще более или менее реалистичны – дикарки в перьях и вооруженные дротиками, а вот циклопы и минотавры, выглядящие как обычные люди, просто высокие и нецивилизованные (с простейшим, но мощным оружием), смотрятся неубедительно. Сколько бы нам ни рассказывали, что это, дескать, остатки как-то загадочных и почти уже вымерших народностей.

Дело в том, что в бою они примерно аналогичны троллям или великанам из Total War Warhammer: могут единолично смести с лица земли целое подразделение, разрушить ворота крепости толщиной в 20 метров и метнуть огромный валун на полкилометра вглубь вражеской территории. Непонятно, почему так, если они всего на голову выше противников, а из оружия – плохо ошкуренная дубина.


Мало того, что они неубедительны в своих действиях, так еще и описание их происхождения заставляет нервно хихикать. Для примера возьмем сирен. Они живут на островах и с удовольствием нанимаются в войска, чтобы бросать в противника камнями или одним взглядом заставлять его застывать на месте. Вполне достойные воительницы, однако в описании они напрямую названы «представительницами древнейшей профессии», за деньги привечавшими моряков. Короче, нанимайте в свою армию проституток, не стесняйтесь.

В общем отказ от исторической достоверности в сочетании с опорой на мифы Древней Греции дал очень странную смесь. Этот мир дисгармоничен и не вызывает доверия.


Зато стилизация отличная. Все, что вы видите, включая туман войны, насыщено всевозможными тематическими деталями. Никакого сомнения, что дело происходит в Древней Греции.