Новости игрового мира

Tormented Souls: классика хоррора, или Когда прекрасны даже недостатки

04.10.2021
К сожалению, жанр ужасов, похоже, потихоньку отживает свое.

Во всяком случае гигантам индустрии подобные игры уже не интересны. История Alone in the Dark завершилась, что будет с Silent Hill, никому не ведомо, Resident Evil стала полем для экспериментов той или иной степени оправданности и успешности.

И, как оно обычно и происходит в таких случаях, выпадающее из рук знамя подхватили авторы из инди-студий. Tormented Souls –творение разработчиков из Чили, созданное в полном соответствии с лучшими классическими образцами. Геймеры в восторге, и тому имеются объективные причины.

Леди в ванне: завязка

Похоже, что, прежде чем приступить к работе, авторы проанализировали все ожидания игроков, искренне преданных хоррор-классике. В итоге протагонисткой стала милая барышня в коротеньком платье, не совсем, но все же скрывающем явно соблазнительную фигуру.


Впрочем, тем, кому и минималистическая одежда на девушке показалась лишней, ждать недолго. Не пройдет и пяти минут игрового времени, как мы увидим героиню в ванне, уже без платья, зато со вставленным в рот шлангом… Но увы, это не то, что вы подумали. Дела у девушки плохи: она потеряла глаз, а дальше ей, похоже, предстоит стать жертвой несанкционированного хирургического вмешательства.

Но не тут-то было. Барышня, кстати, ее зовут Каролина Уокер, покидает ванну, одевается, закрывает поврежденный глаз пиратской повязкой и отправляется на подвиги. В этом загадочном доме, особняке Уинтерлейк, она оказалась не просто так. Ее задачей было разрешение загадки исчезновения пары близняшек. Эту обязанность с нее никто не снимал, да и вообще – теперь просто необходимо выяснить, что же тут происходит. Страшно же…

Сюжет

История пропавших девочек разворачивается перед нашими глазами постепенно с помощью разных документов и дневниковых записей. Мы узнаем, как они родились, кем были мать и отец, какие удивительные события происходили в особняке, в котором сегодня размещается больница. Информация странная и пугающая – тут вам и сектанты, и жертвоприношения, и сумасшедшие профессора-экспериментаторы.



Многое пока что непонятно. Например, Каролина умеет проходить через зеркало, но как? Или что за пастор периодически встречается на нашем пути, подсказывает дальнейшей действия и, похоже, вообще не боится здешних призраков?

Несмотря на то что сценарий строго выдержан в классических жанровых традициях, а догадаться о многом вы сможете еще в середине прохождения, сюжет достаточно интересен. Концовка вариативна, и при желании финал можно переиграть – если хотите получить более приятную вам развязку. На выбор предлагается одна из трех.



Да, персонажи несколько ходульны и поверхностны, а главная героиня порой выглядит глуповато. Представьте: ее лишили глаза, на пути ей попались монстры, однако в беседе с пастором она наивно осведомляется: «Здесь творится что-то странное, вы не находите?»…

Но, в сущности, это не главное. В отличие от RE здесь важны не столько герои, сколько тайны, атмосфера и геймплей.


Все по канонам

Схема управления героиней привычна для ценителей жанра – фиксированная камера, вид от третьего лица. Все ее достоинства и недостатки давно известны, но даже минусы отзываются в душе некой приятной ностальгией. В целом же процесс порождает массу эмоций.

Так, вы заходите в новую комнату. Здесь кто-то есть, но вы его не видите – только слышите и начинаете палить на звук, хотя на самом деле больше всего хотите убежать куда подальше. Удачное попадание тоже можно определить только на слух, и вы то и дело замираете, стараясь определить степень опасности… Страшно, нервно, и периодически возникает ощущение, что вы в первом Silent Hill. Кстати, внешне монстры – столь же мастерски выполненные уроды, как там.



Звуковое сопровождение проработано просто отлично. Если вы попали в локацию, где нет никакой опасности, то услышите приятную успокаивающую музыку. Кстати, именно в таких точках проводится сохранение. Для этого надо найти магнитофон и кассету для него. Других чекпоинтов в игре нет.

Не менее классичен и подход к расходникам. Вы будете все время находиться в режиме жесткой экономии и испытывать радость при каждой очередной находке.

Крафтинг боеприпасов отсутствует. Да и вообще арсенал не слишком широк – всего четыре вида вооружения. Сперва вы сможете действовать только ломом и гвоздометом, потом появятся дробовик (как только вы разыщете все его составляющие) и шокер.

Да будет свет

Еще один важный аспект: главная героиня не может находиться в темноте – в таких ситуациях на нее нападает паника, и буквально через несколько секунд наступает финал игры. Так что необходимо все время заботиться о том, чтобы вокруг горело максимальное количество свечей. Это не только осветит территорию, но и приманит монстра.

При этом действовать двумя руками, держа в одной зажигалку, а в другой – оружие, барышня отказывается, из-за чего необходимо постоянно переключать руки с помощью инвентаря. Пройдет больше половины игры, прежде чем вы получите фонарь, крепящийся к одежде, и это будет настоящее облегчение.



Светолюбие героини несколько затрудняет прохождение, например, в некоторые места ей просто не попасть. Если в помещении одновременно темно и скрывается враг, возникают непреодолимые проблемы: возьмешь зажигалку – съедят, предпочтешь оружие – утонешь во тьме.

Конечно, это не доставляет удовольствия и может рассматриваться как недостаток, однако ясно, что разработчики сделали такой выбор сознательно – ради повышения напряжения. И угадали: такие ситуации не вызывают раздражения, а подвигают к поиску оптимального решения: в комнату все же хочется войти, но как?


Время для размышлений

Вообще думать здесь придется много. В частности, в игре масса головоломок, тоже классических. В основном вы будете размышлять, стоя под запертыми дверями, для открытия которых придется подбирать нужные предметы, выстукивать ритмы и др. Многие так и останутся закрытыми, пока вы не догадаетесь, что же и как следует делать. Готовьтесь к починке щитков, замене предохранителей, регулированию давления в трубах, подбору кодов к сейфам, кручению вентилей, комбинированию элементов, находящихся в инвентаре, – в общем, полный классический набор.



Иногда игра подскажет вам, что делать, причем так, что это трудно будет не заметить. А в другом случае наоборот – запретит. Так, вы потратите часы на поиски инструмента, который позволит разрезать веревку, хотя кухня рядом и ножи, казалось бы, вот, под рукой. Да только взять их нельзя, игра не позволяет.

Как бы то ни было, скучать вам точно не придется. Иногда предстоит испытать раздражение от кажущейся нелогичности происходящего (на самом деле это не так – есть и подсказки, и внутренняя связь между событиями, просто вы ее пока что не уловили). Сила воображения разработчиков временами поражает: то вы будете замерять пульс у скульптуры, то комплектовать и оживлять манекены с применением ритуалов вуду.

Еще посмотрим, кто кого

Графическое решение нельзя назвать суперсовременным, однако оно качественное, а дизайн и детализация вообще выполнены на уровне ААА-проектов. Временами трудно поверить, что все это – дело рук маленькой компании из Чили. Единственный недостаток – отсутствие анимации лиц в кат-эпизодах.

Кроме того, хотелось бы каких-то аспектов, способствующих перепрохождению проекта, например, новых плюшек типа костюмов. Хотя это уже из области капризов.



В целом же игра демонстративно классическая, как в своих плюсах, так и в минусах. И именно это вызывает восторг пользователей (да-да, и недостатки тоже). Впрочем, камера все-таки ведет себя вполне современно, да и управление тоже не избежало модернизации, а классичность сегодня настолько редкая штука, что любое ее проявление – на вес золота. Особенно если авторы подошли к процессу с искренним интересом и, что называется, вложили в него душу. Так что, несмотря на неярких, точнее – неглубоко прописанных героев и явно недостаточное разнообразие оружия, результат их трудов получился атмосферным и по-настоящему страшным, а звание «хоррор года» по праву может достаться именно Tormented Souls. Да не обижается на нас Resident Evil Village.