
Нам предстоит провести главного героя, которого зовут Сир Бранте, от рождения к смерти, определяя, каким он станет и как в целом сложится его история. Судьбоносная миссия, согласитесь…
Такая сложная жизнь
Скромная типография. Ночь. Убогая обстановка освещается свечным огарком. Здесь никого нет кроме вас – слишком уж неоднозначным и откровенно опасным делом пришлось заняться. Появился заказ на печать книги с еретическими воззрениями – и отказаться нельзя, и подчиненным не расскажешь. В принципе, можно было бы и не прятаться, а публиковать сборник открыто и гласно, однако на кону стоит доброе имя всей вашей семьи, а вы и так успели нанести основательный урон его авторитету.
Работа движется, есть время подумать о текущих проблемах. Что у нас на повестке? Младший брат, с которым следует как можно быстрее наладить отношения. Отдых, а то силы уже на исходе. Семейная репутация, стремящаяся к нулю и нуждающаяся в срочном восстановлении. Установление мира между родственниками, что позволило бы (как??) вылечить смертельно больную мать. Сотрудничество со шпионами, но в то же время скрытное противодействие подготовке к восстанию. Разрушение планов старшего брата, который считает, что сам факт существования сестры – представительницы низшего сословия ниже его дворянского достоинства. Интриганство, нуждающееся в прокачке – это поможет создать оружие из краденых подручных материалов. В общем, столько забот, что голова кругом.
Эта чужая жизнь, насыщенная проблемами и да – страданиями (см. название игры), настолько затягивает, что ты уже не чувствуешь, что управляешь кем-то другим. Точнее, даже не думаешь об этом. Тут не до рефлексии – успеть бы с текущими делами разобраться.
Все дороги неслучайны
Как и положено текстовому проекту, он стилизован под книгу. Вы все время будете читать. Качество предлагаемых текстов приятно удивило: они легко воспринимаются и написаны образным ярким языком. Возникает впечатление, что в руках действительно оказался классический роман с интересным сюжетом.
Персонажи прописаны ровно в той мере, чтобы игрок мог получить о них представление и сформировать общее отношение – симпатичный/неприятный. С лором мы знакомимся параллельно с героем.
Весь жизненный путь Бранте – это цепь небольших эпизодов, из которых и составляются сюжетные линии. Решения, принимаемые вами за героя, неизбежно отзываются в будущем – все главки заканчиваются их детальным разбором. Такое построение подогревает интерес, события стремительно следуют одно за другим, вселенная то и дело открывает новые грани, внимание перефокусируется.
В детстве наш герой – обычный ребенок, которому важно только поиграть и пообщаться с родными. Постепенно он взрослеет, и сфера интересов меняется: он уже беспокоится и о репутации семьи, и даже о судьбах всего государства.
Иногда внутри сюжетных линий попадаются ответвления той или иной степени важности (порой – весьма значимые), но это нисколько не снижает качество рассказа. Разработчики мастерски умеют внести личный элемент в каждый виток нарратива. Так, желание бороться за исправление законодательства возникает не на пустом месте, а потому что вас лично коснется несправедливость. Если станете священнослужителем, то из-за того что с юных лет чувствовали тягу к божественному. Собрались бороться за честное имя своей семьи? Игра уже объясняла вам, что родные очень бы этого хотели и их благодарность не заставит себя ждать.
Вы можете выбрать любой путь – на каждом из них вас ждет рассказ о внешне обычных, но принципиально важных предметах. Ответственность перед родом, умение верить близким, желание идти наперекор судьбе – все пути раскроют вам важные моральные темы и позволят прийти к серьезным выводам.
Одномерные люди
К сожалению, глубина игры небезупречна. Несмотря на то что в целом история и картина мира выглядит масштабной и комплексной, если начать копать, обнаруживается ее недоработанность.
Для примера возьмем героев. Внешне они яркие и вызывающие эмоциональный отклик, однако, присмотревшись получше, вы не найдете в них ничего, кроме пары эффектных и бросающихся в глаза черт.
Чаще всего поведение персонажей детерминируется даже не двумя, а одной характеристикой. Так, старший брат превыше всего ценит свой титул и готов ради него на все, сестра стремится перевернуть мир, дед – чистой воды злодей без примеси каких-либо позитивных качеств.
Эта «картонность» оправданна с точки зрения нарратива, но как не заскучать, проводя в компании таких людей всю жизнь? После того как вы осознали силу, двигающую ими, они уже больше не способны удивлять. Да и на изменения тоже рассчитывать не стоит.
Или возьмем Уклад – свод местных законов. Здешнее общество кастовое, и если людям благородных кровей разрешено абсолютно все, то для низшего сословия разработана масса запретов, в том числе и, мягко скажем, странных. Например, им не разрешается есть сладкое и говорить на религиозные темы. Зачем? Почему? Загадка.
Утром я воскресну
Идея с реинкарнацией сначала выглядит весьма многообещающей, но и она оказывается небезупречной.
В чем суть? Любой герой обладает четырьмя жизнями. Первые три он может практически безболезненно потерять – воскреснет назавтра. Удивительный феномен, который, казалось бы, должен кардинальным образом менять мировосприятие людей, однако он вообще никак не отражается на жизни человека и общества. Просто дается как факт и «фишка».
Сначала прикольно, тем более что герой, воскресая, всегда получает некие полезные знания и становится ближе к пониманию религиозных основ.
Однако потом ты обнаруживаешь, что не все так просто. Реинкарнация работает по принципу «здесь играем, а здесь рыбу заворачиваем». То она не действует на определенную группу персонажей, то герой вдруг все-таки гибнет с первого раза – исключительно по воле игры. В общем, мошенническая схема, на которую нельзя всерьез рассчитывать.
Кстати, к системе игровых механик есть и другие претензии.