Новости игрового мира

The Great Ace Attorney Chronicles: японский адвокат в викторианском Лондоне

09.09.2021

Внутренняя жизнь рынка компьютерных игр порой напоминает классно закрученный триллер с неожиданными поворотами сюжета.



То внезапно по воле авторов/издателей гибнет всеми любимый проект, то творцы возбуждают страсти с помощью неоднозначных решений, то делают вид, что все путем, хотя публика выражает крайнюю степень недовольства, то меняют плюс на минус и т. д.

А то – к счастью – воскрешают то, что казалось давно утраченным.

Вспомним хотя бы активную деятельность, продемонстрированную в последние годы Capcom. Компания вернула поклонникам Devil May Cry, причем изящно и со вкусом, обновила Resident Evil, «расшарила» Monster Hunter, хотя этот проект имеет откровенно нишевый характер, оригинально завершила Asura’s Wrath с помощью DLC-финала.

И, похоже, не планирует останавливаться. Теперь в ее планах – попытка исправить одну из крупнейших ошибок, допущенных за последние десять лет.

Прокурор, вам слово!

Юридические и судебные коллизии являются одной из излюбленных тем авторов телесериалов, однако для видеоигр она не слишком подходит. В подобных процессах всегда недостаточно экшна, а поднимаемые вопросы чаще всего сложны и формализованы до такой степени, что интерактивный формат для их решения не годится. Но тем не менее и зайца можно научить курить, а тихие, но наполненные внутренним драматизмом баталии адвокатов и прокуроров перенести в игру. Что и доказали создатели Phoenix Wright: Ace Attorney. Главное – не идти проторенными путями.


Эта визуальная новелла, несмотря на «неформатную» тематику, в свое время приобрела необыкновенную популярность. Часто повторявшиеся там слова и выражения ушли в народ и теперь бытуют в Интернете в виде мемов. Но дело не в этом. Внешняя сторона, конечно, способствовала успеху проекта, но только отчасти.

Главной же фишкой оказалась работа сценариста, Сю Такуми. Это с его легкой руки судебные будни юристов стали настоящим детективом, позволяющим добывать у свидетелей ценные сведения, подбирать вещественные доказательства, вести яростные споры с противной стороной (а то и с коллегами – чего не бывает), протестовать, неожиданно предъявлять новые факты и опровергать чужие доводы. Внутренний драматизм процесса подчеркивался саундтреком, а реалистичность происходящего отошла на второй план. В итоге унылый судебный процесс оборачивался напряженным триллером, способным увлечь любого геймера.


Успех первого эпизода вдохновил авторов на создание второго, потом третьего и др. Процесс производства игр встал на поток, и, как это всегда бывает, они начали терять в качестве. Не то чтобы фатально, но заметно. В частности, игра утратила свою главную привлекательную черту – непредсказуемость. А ведь именно за это серию ценили миллионы поклонников. Каждый новый эпизод предъявлял публике то, что она уже когда-то видела: интеллект прокурора, сложные преступные схемы, доказательства и опровержения. И все. Проект превратился в заезженную пластинку, по-прежнему милую, но уже не способную удивлять.

Таланта Такуми уже не хватало, чтобы выдавать новинки достойного уровня. А в 2012 году он и вовсе отошел от процесса работы над номерными эпизодами, отныне над ними трудилась другая команда. А он получил свободное время, которое решил потратить на эксперименты.

Этот поворот в истории развития проекта мог его спасти или погубить. Что получилось на деле?

Те же и Шерлок Холмс

В качестве источника вдохновения разработчик использовал лучшие образцы западной детективной прозы – произведения Конан Дойля, Эллери Куина, Мориса Леблана. Оттолкнувшись от них, автор решил перенести свою юридическую сагу на иную почву. События проекта должны были происходить в Великобритании на границе XIX и XX столетий, где и оказывается главный герой – молодой японец. Проект позиционировался как спин-офф, за основу которого взят очищенный от накопившегося за годы мусора оригинал, дополненный мотивами из рассказов о Шерлоке Холмсе.

Казалось бы, задумка отличная и имеет огромный потенциал. Но в реальности все обернулось иначе. Японская публика не поняла и не приняла The Great Ace Attorney, а за пределы страны проект почему-то не вышел. В итоге продажи игры провалились. Попытка исправить положение с помощью сиквела оказалась еще более печальной: несмотря на то что бюджет на вторую часть спин-оффа был существенно урезан, из-за чего она лишилась, например, кат-сцен, затраты все равно отбить не удалось.


На этом оглушительном провале история проекта и завершилась. Для западной публики долго оставалось загадкой: что же такого ужасного было в этих двух играх, что их столь категорически отвергли геймеры востока?

А потом случилось чудо. Достаточно было одному человеку взять на себя смелость и финансовые риски и выпустить на западный рынок сборник Chronicles, включающий спорную дилогию, чтобы сообществу стало ясно: это отличные игры, во многом превосходящие оригинальный проект. 

Теперь и в Англии

Знакомый нам по оригиналу Феникс Райт – предок главного героя спин-оффа, которого зовут Наруходо Рюноскэ. Юноша не представляет собой ничего интересного и должен был, казалось бы, прожить тихую и унылую жизнь, не покидая своей родины.


Но судьба распорядилась иначе. Несколько странных событий – и вот он, студент юридического вуза, уже направляется проходить практику в Англии. А Лондон, напомним, на тот момент является одним из мощнейших культурных центров не только европейского, но и общемирового масштаба.

Что, впрочем, совсем не означает, что там главенствует закон и все люди живут по его установкам. На самом деле при внешней благопристойности британское общество насквозь коррумпировано, аристократия занята постоянным строительством заговоров, всюду тайны, обман и поголовное недоверие друг другу. Как же юному японцу-адвокату не разочароваться в правосудии и вообще выжить в этом разлагающемся социуме?

Игровой сценарий построен по уже многократно обкатанной классической схеме. И Adventures, и Resolve имеют пятичастную структуру, и в каждой из этих пяти глав разбирается отдельный криминальный случай. Исключение составляют только две завершающие второй эпизод главы.


Геймер занят тем, что сосредоточенно читает текстовые фрагменты, тщательно изучает локации и собирает улики, а затем на суде пытается опровергать чужие показания, используя собственные мыслительные способности и вещественные доказательства. Сюжет прям как стрела, никаких ситуаций, требующих выбора и, соответственно, подразумевающих вариативность финалов здесь нет. Более того, сколько бы вы ни искали факты и вещи, необходимые вам для обоснования вашей позиции в суде, заседания без вас не начнутся. Проигрыш возможен, но привести к нему могут только многочисленные ошибки в собственных аргументах или попытки вывести на чистую воду тех, кто и так не врет.

Что изменилось?

В целом все предельно ясно, но, как говорится, есть нюансы. К примеру, в допросах теперь участвует сразу по несколько человек. Это, во-первых, придает происходящим событиям динамизма, а во-вторых, позволяет эффективнее использовать привычную механику, при которой, если в процессе участвует хотя бы один говорящий правду свидетель, следует следить за поведением его соседей – они дадут намек на важные обстоятельства. А это в свою очередь позволит вам в нужный момент выйти из затруднительной ситуации.

Другое новшество (которое, впрочем, давно напрашивалось) – теперь заседания проходят при участии присяжных. Нельзя сказать, что это большое облегчение для адвоката, скорее – наоборот. Вам никто не будет помогать, а вот топить – с удовольствием, так что выбить оправдательный приговор для клиента станет еще сложнее.


Но, с другой стороны, коллегия присяжный – не единый организм. Она состоит из отдельных личностей, у каждой из которых свое мнение. Иногда звучат совершенно полярные точки зрения, а значит, этим можно воспользоваться, чтобы натравить людей друг на друга, не позволить им прийти к общему знаменателю и тем самым, если не спасти клиента, то хотя бы выиграть время.

И третье новшество – Шерлок Холмс. Участие самого знаменитого британского сыщика делает игру напряженнее. Он неприятен в общении и очень самонадеян, а в процессе исследования локаций, где были совершены преступления, очень много болтает, причем порой несет откровенную чушь. Однако и в этом потоке как бы красноречия иногда попадаются жемчужные зерна, способные натолкнуть вас на интересную мысль, которая позже приведет, например, к обнаружению очередной улики.


Заметим, что этот «дедуктивный танец» – довольно старое изобретение Такуми. Он его придумал более 20 лет назад, когда работал еще над первой частью исходного сериала.

В целом сборник, конечно, не может быть назван революционным. В обеих играх мы обнаруживает традиционную структуру и привычные элементы, а новинки, несомненно, разнообразят геймплей, однако кардинально картину не изменяют. Но назвать дилогию вторичным продуктом невозможно – это яркое произведение, в котором чувствуется рука мастера. Появление этих игр на западном рынке несомненно порадует фанатов сериала.