Новости игрового мира

Road 96: все предопределено, или Можно ли сломать систему?

06.10.2021
В целом проект производит весьма благоприятное впечатление, если вы не склонны верить рекламе и умеете быть снисходительными к невинным обманам.

Ожидания и реальность

Дело в том, что анонсированная процедурная генерация как бы должна была сделать историю в высшей степени разнообразной. Судите сами: даже главные герои у вас всегда разные – и по внешности, и по обеспеченности, и по географической точке, откуда он начинает путь. Попутчиков тоже много, и они выдаются в рандомном порядке. Что с вами будет происходить, зависит исключительно от ваших решений и случайно скомпонованных условий, а значит – ситуация никогда не повторится.



Так было обещано. Но на деле игра (кстати, довольно короткая, приблизительно семь часов на прохождение) идет фактически линейно. Да, здесь тасуются эпизоды и место действия, но ваш выбор фактически ни на что не влияет.

Так, у всех подростков, последовательно попадающих под наше управление, имеется такая, казалось бы, важная характеристика, как политические взгляды. В стране, где не все благополучно, все повернуты на решении вопросов общественной жизни – это естественно. Особенно подрастающее поколение – оно-то уж точно знает, как правильно жить.



Так вот: какую бы стратегию вы ни выбрали – метаться между разными точками зрения или строго придерживаться одной, к примеру – анархической, прохождение изменится весьма незначительно. Да, вы вроде бы делаете принципиально важные выборы, которые должны изменить течение событий, но на деле меняются только какие-то детали, а все повествование идет так же, как и в прошлый раз.

Если в сценарии что-то прописано – избежать этого не получится, как ни старайся. Вы можете принимать самые нелепые или, наоборот, тщательно продуманные решения, менять путь, которым следуете, и даже гибнуть – ничего не поменяете. Просто начнете заново другим подростком.


Иллюзия выбора

Заложенные в сценарий эпизоды произойдут в любом случае. Причем не изменится ни их вид, ни порядок, ни результаты. Понятно, что в таких обстоятельствах перепроходить игру нет никакого смысла – иных вариантов, кроме тех, что вы уже видели, просто нет в сценарии.



Например, однажды вы увидите, как полиция арестовывает юную барышню. Нужно выбрать: или сделать вид, что ничего не случилось, или вступиться за пострадавшую. На деле второй вариант просто немного длиннее: вместо того, чтобы сразу пойти своим путем, вы сначала окажетесь в глупом положении, чем развеселите стражей закона, а потом все же пойдете тем самым своим путем. Все. Да, выбор как бы есть, но по сути он иллюзорный и не оказывает ни на что влияния.

Но как это все оформлено! Звучит тревожная музыка, игра тормозит и завешивается специальным экраном. Выбирай! Или проиграешь! А на деле – ничего.



И это постоянная практика. Вы увидите немало моментов, которые как бы определяют дальнейшее развитие событий. У вас может оказаться ценная информация и вы будете решать, что с ней делать… Расслабьтесь и принимайте первое попавшееся решение – это все равно ни на что не повлияет. По большей части. Хотя есть и исключения.


Уникально, но неинтересно

В частности, некоторую роль могут сыграть ваши политические предпочтения. Вы их определяете, когда выбираете соответствующие реплики в диалогах. В итоге это может оказать влияние на судьбы нескольких персонажей, что и проявится в финале, хотя и вновь несколько условно. Так, если вы заразили своим анархизмом одного из попутчиков, в конце он бросится под огонь правоохранителей и падет смертью храбрых. Но во всем остальном кат-сцена, в процессе которой происходит трагедия, останется неизменной.



Каждое прохождение здесь действительно уникально, но это никак не делает игру интересной для перепрохождения. Решив сыграть еще раз, вы получите те же эпизоды, только в иной последовательности, и пройдете тот же, однажды уже преодоленный путь. Изменить его никак не получится.

Нет, можно приложить определенные усилия, чтобы разнообразить этот «фатализм» и обмануть систему. Допустим, вы решили из всех видов транспорта использовать только автобусы и такси. Это должно создать для игры определенные проблемы, ведь не все сюжетные схемы реализуются в таких рамках, не все персонажи к ним подходят, да и встретить любого человека можно только один раз. Например, с Джародом вы уже пообщались, а все остальные такси не пользуются. Как игра выйдет из положения?


Приз за нахальство

Оказывается, на этот случай у нее есть так называемые «пустые» сцены. Вы будете общаться со случайным безымянным таксистом или пассажиром в автобусе, пока не настанет время начала следующей главы. Иногда может даже случиться чудо – и вы получите настоящую дополнительную миссию, хотя и тоже «пустую». Ее можно пропустить, а можно и поучаствовать в ней – все развлечение.



К примеру, вы попадете на пустынную и явно давно уже не работающую заправочную станцию. Ее бывший хозяин предупреждал вас не лезть в подсобные помещения и избегать взглядов в окно. Конечно же, вы пренебрежете его рекомендациями и получите несколько загадок, а также чуть-чуть саспенса.

В целом – интересно, хотя и абсолютно не влияет на сюжет. Если таких эпизодов в игре было бы больше, это оказалось бы весомым плюсом. Можно было бы продуктивно проводить время между сюжетными миссиями, которые, кстати, перестали бы казаться такими однообразными и назойливыми. Реиграбельность точно выросла бы, будь здесь какие-нибудь головоломки, несюжетные герои и события или маленькие квесты.



Это есть, но в столь незначительном количестве, что не оказывает существенного влияния. В целом одно прохождение позволяет вам познакомиться с тремя четвертями контента. А за два раза вы увидите все, за исключением, возможно, одной или двух миссий. Чтобы в этом убедиться, достаточно будет заглянуть в список, приведенный в меню.


Или сюжет, или рандом

Выглядевшая столь перспективно процедурная генерация на самом деле оказывается провальной. В сущности, она даже ухудшает игру. Рандом тасует эпизоды по одному ему известному алгоритму, что не прибавляет происходящему целостности и логичности.

Из имеющихся составляющих можно построить куда более увлекательную и крепкую сюжетную линию, нежели вам выдает принцип случайности.



Допустим, игра не даст вам поучаствовать в стартовых эпизодах, в ходе которых вы должны проникнуться симпатией к своему герою, а значит в дальнейшем вам на него будет наплевать.

Или возьмем для примера лицо пропаганды тиранического режима – даму по имени Соня, страдающую от алкогольной зависимости и болезненной страсти к развлечениям. С этими ее психологическими особенностями связаны для эпизода – один сюжетный, и пройти мимо него никак не получится, а второй – дополнительный, который вполне может вам и не попасться. При этом первый без второго смотрится дешевой драматизацией и пустым мотанием нервов игрока. В комплексе же они позволяют достаточно глубоко понять характер героини, безо всякой искусственной лирики и накручивания пустых эмоций. Но, чтобы вам повезло увидеть их оба, да еще и в нужной последовательности, должно поистине случиться чудо.



То есть главная идея игры оказалась ее основной проблемой. Процедурная генерация не делает прохождение оригинальным, а просто тасует обязательные к показу эпизоды. При этом вы рискуете вообще не увидеть что-то важное. А это, согласитесь, обидно.


Манит путь, не свернуть

Чтобы не заканчивать обзор на пессимистической ноте, заметим, что у проекта есть один огромный плюс – это его атмосферность. Дизайнеры поработали отлично, цвета выглядят насыщенными, локации – запоминающимися.

Плюс здесь просто шикарная музыка. Назвать превалирующий жанр невозможно, кажется, представлено все – от классики до техно. А главное – саундтрек играет не вспомогательную функцию. Музыка действительно подчеркивает наиболее важные моменты и точно попадает в настроение.



А оно здесь есть. Если вы по духу путешественник, любите ехать на машине или автобусе по бескрайним просторам и видеть, как за окном меняются не только пейзажи, но и страны, это ваша игра. Одиночество, безлюдность, редкие островки света на полуночных заправках, дождь и ветер за стеклом кабины и впереди – дорога, ведущая к мечте и прекрасному будущему. Уже ради одного этого игру стоит пройти. А потом и перепройти – чтобы уж все посмотреть.