Новости игрового мира

Проблема раннего доступа — «игры мечты» и тотальные провалы, которые никто никогда не увидит

24.06.2022
Многие молодые геймеры считают, что само понятие о раннем доступе появилось только благодаря платформе Steam. Вот только брендовая программа Early Access функционирует всего лишь с 2013 года.

До Гейба Ньюэлла подобные задумки эксплуатировали представители американского интернет-магазина цифровых товаров под названием Desura. Еще раньше к соответствующим мыслям пришел Маркус Перссон — человек, подаривший миру Minecraft. Глядя на такой бэкграунд можно с уверенностью сказать, что система раннего доступа выступает в роли неотъемлемой части геймдев-индустрии в течение последних 10-15 лет. 



Нередко случаются ситуации, в рамках которых разработчики дадут пользователям гору обещаний, получат приличную сумму за кривую альфа-версию, а затем быстро уйдут в закат. Для самих игроков модель Early Access напоминает рулетку. Они либо спонсируют по-настоящему интересный тайтл, на глазах превращающийся в шедевр, либо покупают никому не нужный набор ужасно реализованных скриптов. В этом материале мы расскажем вам об «узниках раннего доступа» — проектах, не способных добраться даже до официального релиза. 


Godus — невероятный провал именитого геймдизайнера 

Питер Молинье — это человек, имя которого знакомо, наверное, каждому опытному геймеру. Он считается создателем жанра «симулятор бога». Ежедневно проекты данного геймдизайнера отнимают у людей тысячи часов реального времени. К сожалению, в биографии признанного мастера есть и одно, чрезвычайно темное пятно. Речь идет об издании под названием Godus, прозябающего в списке Steam Early Access в течение последнего десятилетия. 



В 2012 году Питер Молинье (а также ребята из его команды 22cans) запустили активную краудфандинговую кампанию, используя для сбора средств классическую платформу Kickstarter. Спустя всего лишь один год игрушка Godus добралась до раннего доступа. Затем началась затяжная серия разнообразных проблем, из-за которых британские специалисты были вынуждены перенести тайтл на мобильные системы. Еще спустя 3-4 квартала студия 22cans расписалась в своем бессилии. Ни о какой модернизации проекта Godus сегодня не слышно. 


Super Dungeon Run — неуклюжая инди-игрушка, слепленная чуть-ли не на коленке

Может показаться, что процесс создания такого тайтла просто обречен на всесторонний провал. На практике дела обстояли совсем по-другому. Инди-разработчику по имени Стюарт Хогарт удалось убедить аудиторию, а также издателей из компании Proper Games, в будущем успехе подобного начинания. Он практически в одиночку создал проект, заставляющий пользователей бегать по подземельям, собирать разнообразные сокровища и справляться с всяческими головоломками. Игра действительно получилась неплохой — она служила в качестве отличного тайм-киллера, и характеризовалась самым непритязательным, но веселым и динамичным геймплеем.



К сожалению, как только тайтл Super Dungeon Run добрался до платформы Steam Early Access, Стюарт Хогарт скончался. Причиной его смерти стала внезапная остановка сердца. Специалисты из компании-издателя, конечно же, попробовали слепить нечто удобоваримое из доставшегося им начинания. Правда, их попытки растянулись всего лишь на 1,5-2 месяца. Затем об игрушке попросту забыли — стоит ли говорить о том, какая буря негодования поднялась среди покупателей.


Chernobyl VR Project — интерактивная экскурсия по Припяти

Трагедия на Чернобыльской атомной электростанции — одна из самых популярных тем для многих писателей-фантастов, режиссеров и специалистов в мире геймдева. Ужасная авария, ставшая причиной многотысячных жертв, постепенно превратилась в настоящий культурный феномен. Проект под названием Chernobyl VR Project должен был напомнить человечеству о тех страшных событиях, путем погружения пользователей в мир виртуальной реальности. 



Амбассадорами тайтла стали парни из польской корпорации The Farm 51. Парни провели невероятную работу: отсняли сотни панорам, обработали десятки терабайт видео, отсканировали разнообразные перемещения и прикрутили ко всему перечисленному полноформатную VR-систему. В раннем доступе издание появилось в 2016 году, как раз к тридцатилетней годовщине невероятной трагедии. Сама «игра», конечно, выглядела неплохо, но все равно смотрелась как альфа-версия. 


Radical Heights — случай вопиющей безответственности 

За данный провал также ответственен достаточно известный и опытный геймдизайнер. Специалист по имени Клифф Блежински (попал в список «Сотня создателей игр всех времен») долго трудился над другим проектом, возлагая на него определенные коммерческие надежды. Однако ситуация решила развиваться в рамках совсем другого направления. Издание получило максимально плохие отзывы от критиков и журналистов, а уровень его продаж постепенно стремился к нулю. Тогда мастер решил быстренько исправить собственный провал, и предложил миру Radical Heights



Журналисты из компании Boss Key Productions описали его поделку как «игру, находящуюся в экстремально раннем доступе». Нормально не работало практически ничего, и ни о каком соревновании с более популярными на тот момент «Королевскими Битвами» речи не шло. Здания без текстур, постоянные баги, кривые модельки, отсутствующие анимации — проблем хватало по-настоящему. Благо, Клифф Блежински быстро осознал свою оплошность, и продал права на проект организации под названием Squanch Games. Кстати, эту команду основал Джастин Ройланд — идейный вдохновитель и создатель серии злободневных мультфильмов «Рик и Морти». 


Interstellar Marines — убогий шутер от первого лица

Датская геймдев-корпорация Zero Point Software посчитала, что она, исключительно силами своих сотрудников, сумеет создать ААА-проект международного уровня. Именно так начиналась история Interstellar Marines — бездарного шутера, практически сразу же попавшего в настоящий производственный ад. От момента анонса (март 2005 года) до начала проблем прошло всего лишь три года. Процесс поиска инвесторов завершился стопроцентной неудачей, а набравший невиданную мощь мировой экономический кризис окончательно разрушил все надежды на успех. 



Правда, тайтл все-таки добрался до платформы Steam Early Access, поступив в продажу только в 2013 году. В нем даже обнаружились интересные системы и механики: соревновательный режим, кооперативное прохождение кампании, неплохая стрельба. Вот только сама игра успела принципиально устареть, из-за чего компании Zero Point Software пришлось расстаться с продюсером и парочкой программистов. Темпы разработки опустились до нулевых отметок, от издания отвернулись не только пользователи, но и малочисленные инвесторы. Приобрести игрушку можно до сих пор, но выглядит она, мягко говоря, ужасно.