Такие проекты всегда делает маленькая группа фанатиков, имеющая скромный бюджет, но целый воз оригинальных идей. Обычно результат получается, что называется, «не для всех» – с обилием скрытых намеков и неочевидных ассоциаций, сложным настроением и глубокой символичностью. Далеко не каждый зритель осилит, а главное – поймет такое кино.
В гейм-индустрии подобные примеры тоже встречаются, хотя они и менее распространены. Mundaun как раз из этой категории.
Черно-белая реальность
Коллектив разработчиков проекта – меньше некуда. Собственно вся игра создана руками единственного человека, помощь ему потребовалась только в области звукового оформления.
Авторская манера просто бросается в глаза. Текстуры к проекту создавались вручную, с помощью бумаги и карандаша, что отразилось и в конечном варианте. Заметно, что игра не обесцвечена искусственно – она с самого начала воплощалась как черно-белая. Что, впрочем, не мешает игрокам любоваться по-настоящему красивыми пейзажами.
Но графическим решением своеобразие проекта не ограничивается. Удивительна также его озвучка. Здесь нет никаких локализаций, игра создана с использованием единственного языка – романшского. Это большая редкость, на всей планете им владеют лишь несколько тысяч человек, компактно проживающих на территории Швейцарии. Язык занесен ЮНЕСКО в филологическую «Красную книгу» как находящийся на грани исчезновения. То, что все герои игры общаются исключительно на редчайшем наречии, придает ей особый колорит и загадочность.
Мундаун – это тоже реальный объект, гора, расположенная в одной из швейцарских курортных зон, с горнолыжной базой. Автор проекта хорошо лично знаком с тамошней географией, он постарался воплотить некоторые характерные черты здешних ландшафтов: небольшие изящные дома, часовня, где со стен и потолка на зрителя смотрят лики святых, фуникулеры, с помощью которых можно подняться выше по склону. О том, как задумывалась, создавалась и прорабатывалась игра, автор рассказал в познавательном видеоролике, причем познакомиться с ним можно как до, так и после прохождения.
И немножко нервно
Пред нами ужастик, но не типичный. Источником страхов станут не скримеры (впрочем, без них не обошлось), а царящая здесь странная атмосфера. Именно особый дух является ключевым стержнем проекта. Игроку одновременно и страшно, и любопытно, что его ждет дальше: как оформлена очередная локация, чем украшен интерьер вот этого дома и чему посвящены лежащие на столе заметки. Иногда вы будете чувствовать дискомфорт даже в, казалось бы, вполне благоприятных условиях – то половица скрипнет (кто здесь?), то вдруг дунет ветерок, хотя все окна закрыты…
На похороны к дедушке
Еще один притягательный аспект – это сюжетная линия. Именно он превращает хоррор в полноценное артхаусное произведение искусства.
События начинаются с того, что внук приезжает на место гибели деда. Считается, что произошел несчастный случай – был пожар, однако главный герой чувствует, что от него что-то скрывают. Местный священник не желает общаться и буквально сбегает от попыток завязать беседу, детали смерти выглядят странно, да и с похоронами никакой ясности: вырытая могила есть, а тела нет. Ты волей-неволей втягиваешься в происходящее – надо же выяснить, что еще выдумал автор и что вообще здесь происходит.
Атмосфера странности окружающего мира сгущается, все события, происходящие с героем и другими персонажами, производят неоднозначное впечатление. Сюжет затягивает почти мгновенно и уже не отпускает – все шесть часов прохождения вы периодически будете забывать дышать (не увлекайтесь). Кстати, возможных вариантов финала здесь два.
Сюжет и атмосферность – это безусловно сильные стороны проекта. К сожалению, о геймплее нельзя высказаться столько же однозначно.