Новости игрового мира

Lost Words: Beyond the Page. «Дорогой дневник…»

30.04.2021
Как привлечь публику? Заставить ее сопереживать. Эту нехитрую истину знают не только авторы бесконечных телевизионных мыльных опер, но и сценаристы гейм-проектов.

Поэтому нередко и геймеры встречаются с душераздирающими историями про страдающих детей – потерявшихся, или старающихся помирить мать с отцом, или спасающих родных от бедности, алкоголизма, наркомании и др.

Ничего страшного или непорядочного в этом нет – лишь бы сюжеты были оригинальными и подкреплялись хорошим геймплеем. А вот это, увы, случается не всегда.


Впрочем, есть и положительные примеры, вроде Among the Sleep. Теперь же этот ряд пополнился еще один проектом – приключенческим платформером, в создании которого активное участие приняла Рианна Пратчетт, дочь известного писателя и творца Плоского мира. Ее сценарий можно смело отнести к категории лучших.


Два мира маленькой Иззи

Рианна Пратчетт – фигура, безусловно, неоднозначная. Да, на премии ее выдвигают, но при этом критика льется просто потоком. В чем ее только не обвиняли – в феминизме, русофобии, низком качестве обрисовки характеров и др.

Так вот Lost Words обещает оказаться достаточно безопасным в этом плане проектом – здесь не затрагиваются сколь-нибудь социально значимые или хайповые темы. Ну подумайте сами: какой общественный резонанс может вызвать история про девочку, которая мечтает писать книги? Мы узнаем о том, как протекает ее повседневная жизнь, о ее заветных желаниях, познакомимся с мамой, папой и бабушкой – и все при помощи дневника, где мы и проведем добрую половину игрового времени.

Кстати, похоже, что прототипом главной героини – ее зовут Иззи – стала сама Рианна.

Вторая часть повествования – это фэнтези-роман начинающей писательницы. События в нем происходят в вымышленной стране под названием Эстория, где проживает главная героиня – девочка-подросток. На ее село нападает дракон, и теперь ей предстоит его победить, предварительно преодолев многочисленные преграды.


Столкновение с реальностью

Жизнь (а точнее мировоззрение) Иззи внезапно меняется, когда она узнает, что ее бабушка оказалась на пороге смерти. В дневниковых записях начинают звучать вопросы к мирозданию: почему, за что? Этот же мотив отражается и в романе. Дракон произносит жестокие слова о том, что все в этом мире рано или поздно погибнет. Проблематика выходит на новый уровень: героиня сталкивается с тем, как устроена жизнь, и не хочет принимать ее безжалостных законов.


Трогательных сцен в игре более чем достаточно. Это и воспоминания о счастливых днях, когда все еще были вместе, и стремление девочки хотя бы чем-то облегчить жизнь родных (навести порядок в комнате – уже дело), чтобы у них стало спокойнее на душе, и нежелание юной героини выслушивать банальности от отца (кстати, в целом верные и мудрые, но не годящиеся для подростков).

Ее настроение стремительно меняется, психиатры могли бы диагностировать биполярное расстройство: периоды уныния сменяются эйфорией и наоборот. В самый эмоционально напряженный момент она и вовсе хочет уничтожить дневник… Поверьте, ей невозможно не сопереживать.

Да, сценарист умеет выжимать слезу, но при этом не унижает геймеров грубыми приемами – вся фактура подается тонко и ненавязчиво. Основной используемый ею принцип – параллелизм. Реальность дополняется приключениями, которые девочка переживает в своем романе, а там жизнь бьет ключом и тоже полно как неприятностей, так и сюрпризов. Она теряет и приобретает друзей, враг может оказаться совсем не таким отвратительным, как о нем думали, и способен на жертвы ради высокой цели и др.


Бегом по тексту

Попытка манипуляции эмоциональным состоянием игроков явно не является конечной целью этого проекта, о чем свидетельствует геймплей. Точнее – не весь, а та часть, которую мы видим в дневнике. Фэнтезийная линия, прямо скажем, не блещет оригинальностью и поэтому не так цепляет.

В Эстории перед нами открывается привычный спектр занятий: бег, прыжки, передвижение ящиков, применение магических навыков, за счет которых можно преодолевать преграды или решать паззлы. Сюжет будет требовать заучивания разных слов, которые потом можно доставать из дневника, применять и тем самым выполнять массу разных действий – осветить путь, взорвать объект, мешающий пройти дальше, что-то подпалить, поднять предмет в воздух, помешать врагу и т.д.


В дневнике же все куда более интересно и стильно. По контролем игрока действует девочка-писательница, прыгающая по строкам и отдельным буквам, собирающая их в нечто осмысленное, переставляющая фрагменты и создающая из них ступени, что-то вычеркивающая и рисующая. Все это связано с мыслями, возникающими у нее в голове. Например, она вспомнит семейный поход в кино на «Звездные войны», и в дневнике возникнут узнаваемые строки, с которых начинаются все фильмы франшизы, а бабушка станет Дарт-бабулей.

Геймплей здесь наполнен настоящими находками и сюрпризами, поэтому вся дневниковая часть играется захватывающе и вызывает неподдельные эмоции.

Иногда геймеру предоставляется возможность выбирать отдельные аспекты: вы сможете задать характер героини или решить, кто находится в лагере, на который вы случайно набрели. Это не изменит ход сюжета, но окажет свое воздействие на окружение и поведение персонажей. Так, умная девочка будет рассказывать вам о прочитанных книгах, а задорная – появится в игре, сжимая в руках мяч.

Качество представленной нам истории действительно очень достойное: она одновременно и личная, и глобальная, ведь «врагами» героини станут время и непререкаемые законы человеческого бытия. Автобиографичность проекта дает себя знать: ведь, если Рианна действительно списала Иззи с себя – это значит, что мечты сбываются, как бы ни был суров окружающий мир.

Lost Words умеет проникать в души людей, и все восторженные отклики и награды, которыми буквально завалили проект, вполне заслуженны. Если не верите, проверьте сами. Много времени у вас это не займет – к сожалению, игра довольно короткая, но по сути это ее единственный недостаток.