Новости игрового мира

История развития проекта DayZ Standalone — стоит ли хоронить старичка?

15.06.2022
В самом начале своего пути проект DayZ Standalone считался самым сырым и плохо оптимизированным популярным тайтлом, каким-то чудом попавшим на платформу Steam Early Access.

В 2013 году люди еще не привыкли к тому, что поделки из раннего доступа выглядят по-настоящему печально. Специалисты из компании Bohemia Interactive не смогли реализовать большую часть своих задумок, а также не справились с многочисленными и очень существенными багами. Единственное, что издание могло предложить широкой аудитории — это надежда на лучшее будущее. 

Причем сам геймплей оставался интересным. Многопользовательская франшиза с открытым миром, эксплуатирующая жанр survival-horror, продолжала привлекать фанатов в течение долгих лет. Сегодня ажиотаж вокруг данного направления поутих. На рынке появились такие продукты как The Forest и Rust. Однако о старичке DayZ никто не забыл. 


Небольшой исторический экскурс 

Перед тем как перейти к непосредственной истории развития проекта DayZ, следует разобраться с одноименной модификацией для Arma II. Ее созданием занимался всего лишь один человек — новозеландец Дин Холл. Сегодня его имя с легкостью находится во всевозможных рейтингах лучших гейм-дизайнеров, но то тогда о специалисте, конечно же, не знали. Дебютное творение мастера было обречено на невероятный успех. Тайтл DayZ Mod, в течение первых 2-3 месяцев после официального релиза, появился на компьютерах у 1 млн пользователей. Разобраться с феноменом подобной популярности легко — игра предлагала людям геймплей, которого не было нигде. 



Во-первых, проект позволял геймеру попасть в отлично проработанную и детализированную атмосферу локального зомби-апокалипсиса. Для того чтобы выжить, нужно удовлетворять первичные потребности протагониста — нормально есть, пить достаточное количество воды, следить за холодом и жарой. Любые съестные припасы обладали статусами предметов особой ценности. Найти их получалось только в полуразрушенных городах и заброшенных деревеньках. Любая экспедиция за продуктами превращалась в источник настоящего стресса, ведь любой крупный населенный пункт являлся источником постоянной опасности. Там жили зомби, которые сбегались на любые шумы, и с легкостью могли уничтожить незадачливого исследователя. 



Во-вторых, модификация была оснащена качественным многопользовательским режимом. Конечно, техническая сторона вопроса оставляла желать лучшего, но сама задумка — выше всяких похвал. По карте Черноруссии (фантастической страны, ставшей центром эпидемии) бегали 60 человек, открытых к торговле, совместному взаимодействию и кровопролитным битвам. К любому незнакомцу следовало относиться к недоверием. Здесь работало настоящее право сильного — более опытный и умелый игрок с легкостью отбирал припасы у новичка, оставляя его с носом. Получить нож в спину можно было даже от соратника, только-только заверившего тебя в том, что насилия нужно избегать. 



В третьих, пользователи роднились со своими протагонистами. Дело в том, что выживая на определенном сервере в течение нескольких часов, человек потихоньку обзаводился ценным лутом. В его инвентаре появлялись продуктовые наборы, патроны и стволы, а также лучшие предметы экипировки. Он успевал основать небольшую базу, на территории которой стояли ящики с не менее важными и нужными вещами. Внезапная встреча с геймером, настроенным откровенно враждебно, могла поломать все дальнейшие планы. Любые конфликты приходилось решать спокойно, хладнокровно и адекватно. 


На сцену выходит DayZ Standalone 

Нетрудно догадаться, что невероятный успех проекта DayZ Mod не мог остаться незамеченным. Специалисты из компании Bohemia Interactive (создатели франшизы Arma) связались с Дином Холлом, предложив ему полноформатную должность в составе студии. Они дали ему команду, предоставили доступ к движку Real Virtuality 3, и поставили очень нетривиальную задачу. Новозеландский профессионал должен был создать полноценную игру, которая скопировала и улучшила бы геймплей базовой модификации. 



Именно так на свет появился тайтл DayZ Standalone, дошедший до альфа-тестирования в декабре 2013 года. Издание сразу же оккупировало платформу Steam Early Access, намекая на то, что работа еще не закончена. Сначала оно столкнулось с невероятным количеством проблем. Недостаток контента, постоянные баги, плохая оптимизация, отсутствие интересных механик и деревянные анимации — в общем было все, за что мы «любим» систему раннего доступа. Однако проект демонстрировал отменные темпы развития, обходясь без производственного ада. Правда, в середине 2014 года темы разработки заметно снизились, а уже через несколько месяцев сам Дин Холл покинул команду, собранную вокруг него мастерами из Bohemia Interactive



Впоследствии люди узнали о том, что корпорация решила повести наклевывающуюся франшизу по совсем другому пути. Мастера избавились от движках Real Virtuality 3, сделав выбор в пользу продвинутого и современного брендового пакета Enfusion. Возможно, что Дина Холла не устраивала ситуация, связанная с подобным разделением рабочих обязанностей. Пока часть сотрудников добавляла контент в уже имеющуюся игру, другая группа специалистов трудилась исключительно над переделкой. В течение всего 2015 года тайтл столкнулся всего лишь с двумя крупными обновлениями. Первым из них стал транспорт, который, кстати, впоследствии оказался вырезанным, а вторым — разнообразные животные со слабым искусственным интеллектом. 



Парни из Bohemia Interactive периодически пытались реанимировать издание, меняя интерфейс, делая мелкие правки и выпуская небольшие патчи. Однако репутация уже была потеряна — люди уходили к конкурентам или возвращались к истокам, делая выбор в пользу старчика DayZ Mod


Стоит ли хоронить DayZ Standalone?

Популярное общественное мнение гласит о том, что DayZ Standalone — это мертвый проект, от которого не стоит ждать хоть каких-нибудь результатов. На практике дела обстоят совсем по-другому. Как только разработчики более или менее освоили новый движок под названием Enfusion Engine, тайтл действительно стал преображаться. На дистанции их решение принесло отменные плоды — реализовать все механики, присутствующие в издании сейчас, на Real Virtuality 3 попросту бы не получилось. 



Чувство удивление посещает пользователя, решившего проверить старичка не прочность, буквально с первых же минут после запуска игры. Местные сервера набиты битком, причем каждое из зеркал обладает определенными уникальными отличиями. Выживание в режиме от первого лица, разнообразные карты с интересными локациями, огромное количество открытых слотов — все эти моменты стали основой для возвращения DayZ Standalone на рынок именитых тайтлов жанра survival-horror. 



В роли приятного явления выступили разнообразные моды. Раньше многие пользователи считали, что издание DayZ Standalone пошло не по правильному пути, избавившись от Дина Холла. Теперь такие геймеры могут буквально перекроить наличествующий тайтл, добавив в него блэкджек и женщин с низкой социальной ответственностью. Все модификации добавляются и устанавливаются при помощи удобной мастерской платформы Steam. В считанные дни люди анонсировали и выпустили сотни обновлений, расширив ассортимент оружия, улучшив текстуры и интегрировав новые предметы. Разработчики из Bohemia Interactive перестали переживать из-за недостатка свежего контента, и теперь работают в спокойном, нормальном режиме. 



Отдельной группой стоят моды, предназначенные для любителей ролеплея. Продуманный проект в жанре survival-horror открывает невероятные возможности для фанатов классической RP-движухи. Отыграть получится кого угодно: от торговца Сидоровича и одинокого сталкера до безумца, заразившегося опасным зомби-вирусом. 


Подведем итоги 

Проект DayZ Standalone живее всех живых, и списывать его со счетов чрезвычайно рано. Как уже говорилось ранее, сервера издания забиты активными игроками, бьющими новые рекорды по статистике онлайна. Сотрудники компании Bohemia Interactive не забрасывают свое творение, а наоборот, стараются сделать все возможное для его поддержки.