Новости игрового мира

HighFleet: Российская империя на космических просторах. Проект не для всех

04.09.2021
До конца года осталось еще немало времени, но уже можно сделать уверенный вывод: 2021-й для российских инди-разработчиков выдался успешным.
Весной состоялась премьера айдл-рогалика Loop Hero, а летом появились сразу два проекта – фолк-RPG Black Book и HighFleet, определить жанр которой не представляется возможным, слишком уж нестандартным получился продукт Константина Кошутина, уже снискавшего себе шумную известность в узких кругах благодаря аркаде Hammerfight. Судите сами: в сеттинге намешаны, казалось бы, несочетаемые компоненты – Российская империя, «Дюна» и дизельпанк. Гремучая смесь.

Премьера этого специфического проекта пришлась на конец июля – время летних отпусков и всеобщего затишья, поэтому релиз не привлек к себе значительного внимания. А зря.

Спешим исправить это досадное недоразумение. Но не думайте, что дальше последуют сплошные дифирамбы – для некоторых игра вполне может стать разочарованием.

Загадка жанра

На стадии разработки проект назывался вторым Hammerfight, и это неслучайно: он явно представляет собой сиквел, только взаимосвязь строится не на основе сюжета, а на базе идей. Да, с момента выхода первой части прошло уже более десяти лет, но это нисколько не мешает их единству. Так, в обоих эпизодах центральной механикой являются космические сражения на летательных аппаратах, но если в Hammerfight они перемещались силой пара, то теперь, в HighFleet, уже изобретен двигатель внутреннего сгорания.

Выше мы уже сказали, что с жанровой точки зрения проект представляет собой довольно сложную загадку. Однако обойти вниманием этот вопрос невозможно. Итак, что можно здесь обнаружить? Элементы сражений на космических кораблях, ролевого отыгрыша, стратегического планирования, рогалика (изменение карты перед стартом очередной кампании).

Сам Константин Кошутин проводит параллель с HighFleet «FTL: Faster Than Light, но дополненной аркадным воздушным боем. На этой версии мы и остановимся – автору-то безусловно виднее.

Революция в Романи

Главного героя зовут Марк Сайади. Он возглавляет имперский флот и по совместительству является сыном правителя страны, называющейся Романи.

В один прекрасный момент отважный капитан отправляется в глубины космоса с целью проведения разведки и вдруг получает неприятную весть с Родины. Столица захвачена повстанцами (их революционная организация называется Собранием), не признающими легитимность нынешнего правительства.

Государственной армии больше нет, и помощи ждать некуда. Но Марк не намерен дарить свою страну новым властям. Он решается на отчаянный шаг – проникнуть в главный город повстанцев, Хиву, и взять под контроль красную кнопку и ядерный чемоданчик, резонно полагая, что под угрозой всеобщего уничтожения бунтовщики будут вынуждены пойти на переговоры.

В постоянном движении

Большую часть игры у вас займет путь к Хиве. Двигаться вы будете небольшими шагами, то и дело останавливаясь, чтобы пополнить запасы и дать очередной бой военным силам Собрания.

В каждом из пунктов, где предстоит делать остановки, имеются свои преимущества: в одном месте горючее можно приобрести за копейки, в другом трудятся классные специалисты по починке космических кораблей, работающие с необыкновенной скоростью, в третьем стоит почти что бесхозная радиовышка, с помощью которой можно узнать немало актуальной информации о передвижениях противника.

Определив себе следующее место назначения, следует держать ухо востро. Радары в помощь – они позволят заранее обнаружить точки скопления неприятельских сил. Если вы видите, что город, в котором вы планировали высадиться, кишит деятелями Собрания, будет полезно изменить маршрут и не лезть прямиком в руки врага.

Еще один источник ценной информации – это радио, дающее возможность перехватывать сообщения революционеров. Из них можно узнать, куда направляется флот или идет транспорт с грузом.

Процесс перехвата многоэтапный, но несложный. Правда однажды противники догадаются, что вы их слушаете, и начнут применять шифр. Ваша задача – его разгадать или где-то раздобыть.

Кроме того, вам предстоит формировать и направлять в города свои группы, которые, если что, не позволят оппонентам объявить тревогу и обнаружить вас. Для этого им придется вступать в битвы и, разумеется, побеждать, а вам – наконец-то принять под управление боевые аппараты.

Военная составляющая

Сражения в воздухе проходят как в твин-стик-шутерах. Двигаться вы будете через WASD, а вести стрельбу – при помощи мыши. Каждый из боев – достаточно серьезное испытание: все корабли тяжелые, а потому обладают мощной инерцией. Готовьтесь к тому, что, пока не натренируетесь, не сможете толком ни управлять этой махиной, ни попадать в цель.

Положение осложняется еще и тем, что ассортимент воздушных судов широк, и все они обладают своими особенностями, например, могут нести самонаводящиеся ракеты или дополнительные пушки. С одной стороны это хорошо, но с другой – запутаетесь в клавишах. Поначалу в разгар боя будет очень сложно держать все под контролем. К тому же попадания пуль визуализированы и отвлекают внимание.

Еще до начала боя вы должны будете установить очередность появления кораблей на ТБД. Это основная сложность боевой системы проекта: геймер в единицу времени контролирует только одно судно, а ИИ – несколько. Сначала вам будут противостоять два–три оппонента, и это еще цветочки – дальше их станет намного больше. Поэтому велика вероятно, что ваш корабль, который вступит в сражение первым, погибнет за считанные секунды.

Но постоянно тасовать суда тоже особого смысла не имеет. Дело в том, что чем заслуженнее экипаж и чем больше времени он провел в бою, тем быстрее у него прибывает опыт, а значит – растут уровни. На каждом новом левеле предлагаются апгрейды: можно улучшить способность к маневрированию или темп, с которым заряжаются орудия, а это существенно поднимает боеспособность. Но и вероятность пострадать растет, так что ищите гармоничное соотношение между риском и безопасностью в бою.

Не сражениями едиными

В игре имеется встроенный редактор, позволяющий строить суда под ваши запросы. Если вы уловите, по каким принципам здесь все работает, то сможете реализовать практически любую фантазию.

Победив, обязательно осмотрите ТВД – локация будет заполнена кусками погибших кораблей противника. Снимите вражеские орудия, их потом можно продать, обыщите каюты.

Но не забывайте про время. Проблема в том, что обломки горят, и огонь довольно быстро пожирает все самое ценное. В какой-то момент он доберется до горючего, и в результате взрыва вы лишитесь одного из ресурсов. Так что топливо лучше забрать в первую очередь. И вообще – подходите к процессу сбора с рассуждением. Иногда лучше заняться собственной безопасностью, а не увлекаться мародерством.

После победы в очередном бою, необходим отдых. Выбирайте поселение и занимайтесь решением насущных проблем: ремонтируйтесь, дозаправляйтесь и т. д. Для придания всем работам повышенного темпа корабль в док заводите в ручном режиме.

Пока техника освежается, вам предстоит принять участие в случайном событии. В каком именно – вы решаете сами, равно и как себя вести в той или иной ситуации. К примеру, если вы пересеклись с работорговцами, то можно потребовать или освободить угнетаемых, или передать их вам.

Боевые товарищи

Учтите, что команда внимательно следит за вашими решениями и поступками и реагирует по-разному. Иногда можно расширить экипаж за счет свободных пилотов. Они также бродят по городам и, если удастся их уговорить (а иначе говоря – успешно сыграть с ними в карты), присоединяться к вашему экипажу. Некоторые готовы вступить в вашу группу сразу, поскольку симпатизируют вам, другие более корыстны и желают дополнительных бонусов кроме вселенской славы и счастья положить жизнь за свободу Родины. Вторых, прямо скажем, большинство.

Если наемник соглашается пополнить вашу команду, то его корабль присоединится к вашей боевой флотилии. Но настроения таких людей переменчивы: если он сочтет, что его не устраивают принимаемые вами решения, он уйдет – и ничто его не удержит.

Кстати, в коллективе неизбежны разногласия и скандалы, и вам волей-неволей придется вставать на чью-либо сторону, а значит – обижать другого. Следите за тем, чтобы негатива было поменьше – важно, чтобы к финальной битве ваш отряд оказался как можно более многочисленным. Это будет поистине масштабное сражение.

Где ваши корни?

Создавая сеттинг, авторы явно опирались на историю нашей страны. Здешняя вселенная выглядит как Российская империя, не распавшаяся, а рванувшая в космос. Кстати, и название ее намекает – Романи.

Свои оттенки внесла и восточная культура. Вы будете встречать персонажей, вооруженных ятаганами и с наверченными на головах тюрбанами, видеть караваны и глиняные лачуги, а также слышать характерные мотивы в саундтреке. Кроме того, этот мир религиозен, и это отражается на развитии сюжета.

Отсюда и рождается эффектная и яркая атмосфера игры. Погружение полное, несмотря на то что информацию вы в основном получаете из слайдов и разговоров.

На создание духа, в частности, работают интерфейс и озвучка. Все, что вы видите на мониторе, – любая кнопка и каждый тумблер, – мало того что имеет свое предназначение, но еще и по-своему звучат, так что вы постоянно слышите щелканье, шумы, смутные голоса, писк приборов. Вселенная звучит очень насыщенно и настолько реалистично, что порой становится жутковато. Даже ощущения, которые создают корабли, обеспечиваются во многом благодаря шумам.

Школа не поможет

В отличие от всего остального вопрос сложности в игре решен неудачно. Перед началом очередной кампании вы проходите пролог, где видите стартовую точку дальнейших событий и знакомитесь с необходимыми механиками.

Но, увы, не со всеми. Как только вы переходите непосредственно к игре, это становится предельно ясно. Оказывается, что только в управлении кораблями есть еще десяток моментов, о которых вам никто не рассказал, а на то, чтобы разобраться самостоятельно, у вас не будет времени – игра живет в собственном, достаточно высоком темпе.

Так что вначале геймплей вызывает сплошное расстройство. Вы рискуете проиграть, не пройдя и пары миссий, причем даже непонятно, то ли вы где-то ошиблись, то ли сложность процесса не соответствует вашим умениям.

Еще одна проблема – баги, не слишком обильные, но неприятные. Так, порой отправление боевой группы на задание не помогает предотвратить тревогу во вражеских рядах, а список доступных судов живет своей жизнью и корректируется без какой-либо связи с реальностью.

В целом же проект относится к редкой категории «долгострой, не умерший в пути, а добравшийся до премьеры». При этом он получился весьма качественным, хотя его и нельзя назвать продуктом для массового потребления. Скорее всего, стартовый этап, когда вас бросают в самую гущу событий, не объяснив толком, что нужно и можно делать, многих отпугнет.

Тем не менее это отличная, яркая и нестандартная игра, где намешаны элементы разных жанров и механики, качественно проработана вселенная, а художественное решение выше всяких похвал. Тем, кто любит нестандартный сеттинг и высокую сложность, мастплей. Только наберитесь терпения и готовьтесь изучать особенности геймплея сразу в бою – без теоретического подготовительного курса.