Новости игрового мира

Grime: неклассическая метроидвания. Сюжет и геймплей

16.09.2021
Нельзя сказать, что игра стала разочарованием, но и поставить ей плюсы по всем позициям тоже не получится.

А главное – трейлер завлекает информаций, не совсем отвечающей реальности. Любопытная формулировка с предложением поглощать врагов и забирать себе их способности оказалась рекламным трюком. На самом деле этого нет.

А что есть? Отлично проработанная вселенная, достаточно богатый лор, детали которого, правда, разбросаны по описаниям предметов и диалогам, и их приходится сосредоточенно собирать, боевка и платформинг, умеренно сложные, чтобы быть интересными (в отличие от Vigil, которая распространяется с Grime в одном наборе). Кроме того, имеются любопытная механика метаморфирующего оружия и система врагов, как обычных, так боссов, все – со своими запоминающимися особенностями.


Хорошо звучит, правда? Но на деле все совсем не столь идеально. Дело в том, что игра получилась удивительно «уравновешенной»: на каждое достоинство имеется свой недостаток. Причем если на баги можно не обращать внимания – их поправят (наверное), то ряд решений, касающихся геймдизайна, просто ставит в тупик. Это, мягко говоря, прошлый век – то, что уже было испробовано и признано неактуальным. Но тут мы с такими идеями вновь встречаемся – непонятно зачем.

Море багов

Здесь можно предъявлять претензии к десяткам аспектов, например – к производительности. Она далека от идеала и немотивированно скачет с 80 до 20 FPS, при этом на мониторе в момент падения может и не быть никаких спецэффектов.


Сразу же упомянем про баги. Их количество зашкаливает. И пусть фатального для прохождения характера ни один из них не имеет, все равно проваливающиеся сквозь уровни объекты и замирающий в нелепых позах, а то и вовсе растворяющийся в пространстве главный герой удовольствия не доставляют. А порой и откровенно бесят, если заставляют перезагружать игру.

Сюжет: и пришел разрушитель

Событийная канва не слишком ясна. Мы постепенно продвигаемся по мало пригодным для нормального существования, а потому пустынным местам и последовательно знакомимся с историей здешних каменных обитателей, которые ищут преображения, хотят снова стать живыми и вернуться в землю обетованную, представляющуюся им потерянным земным раем. Вокруг практически никого нет, и это навевает мысли о пережитом местной цивилизацией апокалипсисе.

Те, кому удалось сохраниться, сбиваются в кучки и обустраивают убогий быт под открытым небом, пытаясь защититься от непрестанно падающих сверху каменных глыб.


Впрочем, это не все здешнее население. Есть и каста избранных, местом сбора которых является дворец, а делом – помощь в преображении. Разумеется, стать объектом их заботы могут тоже только исключительные люди – не только выделяющиеся какими-то заслугами перед обществом, но и просто богатые жертвователи.

Имеется здесь еще и пестрый город, обитатели которого постоянно совершенствуют свои таланты – поют, танцуют, ваяют и пишут картины. И все это не для развлечения, а с великой идеей: дескать, грядет разрушитель всего живого, от которого невозможно спастись. А раз так, то ему надо хотя бы показать, каких творческих высот сумели достичь люди. Это не поможет спастись, зато смерть будет красивой и эффектной. Чистый декаданс.


Далеко не сразу мы понимаем, что наш главный герой как раз и является тем самым всеми ожидаемым разрушителем. Причем, зачем он пришел и что должен сделать, сам не знает. Его ведут инстинкты, позволяющие уничтожать любую попадающуюся на пути угрозу и усиливаться за ее счет. В итоге его мощь должна достигнуть максимума, и тогда что-то произойдет.

Финалов у игры два, и ни один не поможет разобраться в том, что это было. Как и в начале, вы посмотрите короткое видео, многозначительное и невнятное, а все, что хотя бы слегка проливает свет на происходящее, находится в диалогах и описаниях. На них и сосредотачивайтесь, если хотите постичь суть событий. Не факт, что все станет предельно ясно, но какие-то сведения вы все же сможете получить.

На основе поглощения

Итак, очнувшись, протагонист видит вокруг себя незнакомую вселенную, а сам он представляет собой непонятно что, голову которому заменяет черная дыра.


Встаем на ноги и начинает изучать окрестности. А заодно познаем и первую механику – парировать и поглотить оппонента. Это важнейшее для игры умение, именно на нем строятся все остальные. Так, если вы съедите много одинаковых врагов, то обогатитесь присущей им способностью. Это не только полезно, но и удобно – зачищать пространство от неприятеля удается с огромной скоростью.

Правда действовать это будет только до известного предела. Позже на вашем пути начнут попадаться враги, которых просто так, за здорово живешь не поглотишь – они защищены броней, и против нее помогает только оружие. И таких порой целые секторы. Так что о парировании с поглощением приходится начисто забывать.

Враги, сражения, исследования

Сражаясь с неприятелями, мы решаем еще одну задачу – наполнения бестиария. Все, кто туда попадает, делятся на три группы: простые существа, боссы и мини-боссы. Первые распространены повсеместно, мини-боссы на них похожи внешне, но на самом деле обладают уникальностью и в случае победы над ними предоставляют дополнительные возможности укрепления здоровья.


Боссы связаны с сюжетом, качественно прорисованы, бои с ними делятся на фазы, а если вы возьмет

е над ними верх, то получите дополнительную способность, открывающую дальнейший путь. Это в принципе несложные умения (двойной прыжок, воздушный рывок, возможность притягивать оппонентов и предметы и др.), но зато вы будете использовать их регулярно, а не пару раз за все прохождение, как это часто случается в метроидваниях. Каждая новая способность заметно изменяет ваше поведение в бою и в движении.

Кстати, о платформинге. Он хорошо выполнен, и, несмотря на то что локации с ним достаточно масштабны, не давит размерами.


В целом исследования и сражения в игре хорошо сбалансированы. Геймплей сам подталкивает вас к тому, чтобы на деле применить каждую полученную способность, изучить ее преимущества и особенности. И при этом не напрягает излишне сильно. Так, после открытия двойного прыжка вы получите возможность потренироваться, пересекая просторную и пустынную территорию, где на вас никто не нападет. Это просто тренировка, причем в щадящих условиях – игра будет компенсировать вам потери здоровья от падения на шипы. Так что можно осваивать новое умение с комфортом и без головной боли.

По структуре левелы интересны, здесь вы увидите массу разветвленных ходов, фальш-стен, шорткатов. А главное – в этом мире действует принцип внутренней взаимосвязи, и вы то и дело будете обнаруживать, что разные точки имеют притяжение друг к другу. Например, одна из локаций выстроена вокруг лифта, который вы будете постоянно использовать для перемещения на новые уровни.  


Рядовые недруги также будут награждать вас умениями, причем весьма разнообразными и заметно различающимися с точки зрения полезности. Сравните элементарную ходьбу и сложные способности типа дэша с уроном или восстановления стамины.

Прокачка

А вот улучшать полученные навыки куда менее удобно. Сначала придется отыскать неприятеля, владеющего нужным вам очком умения (а они попадаются далеко не на каждом шагу), уничтожить его, и лишь потом качать сам навык. Налицо дисбаланс между количеством неприятелей–носителей необходимых очков и прокачиваемыми умениями, которых насчитывается добрых два десятка. То есть с одной стороны игра подвигает к тому, чтобы распоряжаться очками весьма экономно, а с другой – подсовывает кучу относительно бесполезных умений. Если бы их было вполовину меньше, геймплей стал бы только лучше, а процесс выбора оптимального навыка действительно требовал бы серьезных размышлений.


У героя можно улучшить качество здоровья, ловкость, силу, укрепить выносливость (то есть сократить расход стамины на действия).

Любопытен подход к лечению: традиционные фляги отсутствуют, много расходников не укупишь, но есть шкала, которую вы будете заполнять через поглощение неприятелей. Достаточно съесть четверых, чтобы она дошла до 100%, а дальше с ее помощью можно лечиться. Емкость шкалы можно увеличить за несколько побед над мини-боссами, как и эффективность самого процесса восстановления здоровья. Имеется также функция мгновенного выздоровления, но она срабатывает с небольшой предварительной паузой.


В целом это вполне достойная метроидвания, хотя и не без недостатков или, по меньшей мере, странностей. Внешне и по геймплею проект приятный, так что истинным фанатам жанра понравится. Тем же, кто не слишком искушен, возможно, стоит остановить свой выбор на чем-то более классическом и не сопровождающемся таким количеством багов.