Новости игрового мира

F.E.A.R. 3: из хоррора в шутер. Два плюса и один гигантский минус

04.02.2021
Первое и главное, что нужно знать об игре, – это не тот проект, о котором вы подумали, увидев название. Четыре буквы F.E.A.R., ставшие культовыми для многих геймеров, – в данном случае всего лишь коммерческий ход.

Третья игра настолько далека от оригинала, что сходство практически не просматривается.

Исходник идеологически погиб в тот момент, когда издателями овладела мысль об «освежении» проекта. С тех пор они зашли так далеко, что F.E.A.R., оставшись «С.Т.Р.А.Хом» по названию, превратился в совершенно самостоятельную единицу, даже не наследующую традиции первой части. Этот разрушительный процесс был отчетливо заметен уже во втором эпизоде, а сейчас он достиг апогея. Уникальный ужастик по большому счету стал простым шутером.



Иногда лучше одному

Многие задумки разработчиков, призванные «улучшить» игру, не были приняты сообществом с самого начала. В частности, речь о мультиплеерном режиме и кооперативе.

Подобная смена формата напрочь убивала сам дух игры, который и был ее основной ценностью. В первом эпизоде геймера практически сразу погружали в плотную атмосферу ужаса, заставлявшую видеть врага за каждым поворотом и выстрелом реагировать на любую шевельнувшуюся (а то и почудившуюся) тень. Во многом это достигалось за счет тотального одиночества.

В третьем эпизоде от духа пронизывающего все и вся страха не осталось и следа. Неприятель передвигается ордами, издавая громкий шум, а то и крики радости при обнаружении потенциальной жертвы. То есть вероятность того, что он подкрадется незаметно, сведена к нулю.


При этом авторы все же не хотят полностью утратить такой выгодный аргумент, как преемственность, и изо всех сил делают вид, что первая и третья части суть одно. Так, вы встретитесь со знакомыми по оригиналу персонажами – Лидером и его погибшим братом Пакстоном Феттелом. То, что он мертв, не мешает ему активно действовать в качестве довольно неприятного призрака.

Играть можно как за того, так и за другого, но от второй половины пары все равно не отделаетесь. У Лидера его брат живет в голове и дает полезные советы (ау, одиночество, где ты?). Если главным героем у вас станет Феттел, ситуация окажется немного гуманнее. Лидер не будет непосредственно принимать участие в событиях, а полюбоваться на него вы сможете только во время видеовставок, которых совсем немного как по числу, так и по времени.

Нагнать страху, пусть и не в прежнем объеме, но хоть как-то, возможность все-таки была – это можно было бы осуществить за счет сюжетных поворотов. Однако авторы по этому пути не пошли. В итоге, главный герой со своей парой бегает с левела на левел в поисках своей инфернальной родительницы и ее нового потомства.

То, что в создании игры участвовал Джон Карпентер, заметно по качеству видео, но этого явно недостаточно…


Бег по кругу

Возможно, авторы и хотели бы создать игру, по уровню успешности приближающуюся к оригиналу, но они явно не знают, как это сделать. Во всяком случае, результат у них получился странный.

Весь геймплей состоит из отрезков с одинаковыми событиями. Выглядит это примерно так: ты куда-то несешься в темноте, пугаешься звуков и собственного воображения, и вдруг… Пройдя по кругу несколько раз, начинаешь предвидеть это «вдруг» с точностью до секунды.

Так что, если в данный момент врага не видно, готовься бежать – и он найдется.


Монолитность окружения и боевого духа

Еще одним запомнившимся всем геймерам отличительным признаком первой части F.E.A.R., кроме атмосферы одиночества и ужаса, были боестолкновения. Баллистика в перестрелках находилась на высочайшем, недостижимом для своего времени уровне. От выстрелов реально менялось окружение: со столов сыпались документы, от стен летела бетонная пыль, бочкотара срывалась с места и каталась по комнате, раненых оппонентов отбрасывало на метры назад и др.

В «трешке» нет ничего подобного. Можете хотя обстреляться – в окружающем мире не изменится ничего, только несколько фонтанчиков пыли взовьются в воздух.

Столь же устойчивы и враждебные силы. Никакие ранения не способны умерить у бойцов спецподразделений пыл и страсть к битве.


Спасает ситуацию то, что авторы умеют тасовать события, пусть и схематично развивающиеся, но все же разные. Постреляли с помощью солдат? Вооружайтесь гранатометом и попытайтесь ликвидировать робота-бойца. А вон там, в торговом центре, тусуются толпы неосатанистов и тоже требуют вашего умиротворяющего внимания.

К сожалению, плюсы, которые привлекали многочисленных геймеров в оригинальном «С.Т.Р.А.Хе», в третьей части отсутствуют, остался просто шутер, причем средненький с точки зрения качества. Из прошлых времен сохранились такие возможности, как управление временем и применение экзоскелета, но скажите, где этого сейчас нет?


Мозг под внешним управлением

Внезапно позитивно на качестве игры сказывается наличие у Феттела интересной способности – он может при желании начать контролировать мышление оппонентов. Идея, мягко скажем, не нова, но она как-то потерялась уже лет десять назад.

Ее нынешнее воскрешение – несомненная находка авторов. Всегда приятно, когда вражеский солдат, вместо того чтобы помочь товарищу, стреляет ему в голову, а другой поджигает запасы горючего, взлетая на воздух не только лично, но и прихватив с собой компанию сослуживцев.

Привидение (то есть Пакстон) не может не убивать – за счет этого он удерживается в чужих мозгах. Но и захваченное в ментальный плен туловище ценности для него не представляет. Так что, как только возникает возможность самоубиться в толпе коллег, ею немедленно надо воспользоваться. А выражение лиц, которое вы увидите перед общей гибелью, – это отдельная песня.


Было у матери два сына

Образ Пакстона – однозначно лучшее, что есть в игре, и он практически перевешивает все минусы. В кооперативном режиме его можно использовать с самого старта, а в одиночном формате придется сначала зайти на каждый левел с помощью Лидера, и только потом к вам присоединится Феттел.

Кстати, главный герой на фоне своего призрачного братца явно проигрывает. Даже при совместном прохождении вы можете только опасливо стрелять, тщательно оберегая собственную целостность, ведь вам замена тел недоступна. А Пакстон тем временем отрывается по полной, аж завидно.

Обещанного авторами тесного взаимодействия героев здесь нет, не ищите. В теории призрак может заставить врага замереть, чтобы живой брат его убил, но это будет не самый разумный поступок. Это же тело, в котором можно некоторое время жить, а потом пожертвовать им с пользой.


Невольно вспоминаются многочисленные шуточки создателей игры, которые они отпускали в адрес других кооперативных проектов: дескать, у них все одинаково, а у нас будет совсем иначе. А вот и нет. Не получилось.


Преимущества

Итак, среди плюсов игры можно назвать два:

  • образ призрачного Пакстона;

  • обилие необычных форматов в мультиплеерном режиме. Здесь воистину есть где развернуться. Так, в определенный момент вам придется со всех ног удирать от буквально дышащей вам в затылок Стены смерти (если, конечно, про нее можно так сказать), на ходу уничтожая орды противников. А Феттелу придется вступить в нешуточную конкурентную борьбу с собратьями-привидениями, которые тоже хотят убивать солдат.

Прислушайтесь к нашей рекомендации: еще до покупки игры найдите человека, готового ради вас исполнять функции скучного, но необходимого Лидера, а сами берите призрака. Второй вариант – онлайн-формат.


В нашем следующем материале мы напомним вам биографии главных героев и дадим несколько тактических советов.

Автор: (LostQuest) LostQuest