Новости игрового мира

Chernobylite: этот невезучий Чернобыль

22.08.2021
Игры, предлагаемые в раннем доступе, по определению представляют собой нелегкое испытание для нервов. А уж игры вышедшие из раннего доступа, но недоделанные...

Куски плохо упакованного материала с кое-как наброшенными текстурами и странной озвучкой, да еще и за реальные деньги – не каждый решится на такое ценное приобретение.

Иногда, конечно, случаются чудеса и игрокам везет получить нечто, если еще не достойное, то, по крайней мере, потенциально интересное. Случай с «Чернобылитом» не из таких. Если описывать его в двух словах, то это напрасно и мучительно убитые 6–8 часов.


Куда завел голос возлюбленной

На данный момент выложенная игра производит впечатление попытки зацепиться за шум вокруг сериала «Чернобыль» и въехать на этой волне в рай. Впрочем, о сюжетной линии сказать пока нечего – нам доступны только вступление, пара миссий и домашняя локация, обустройство которой ведется по принципу Fallout 4.

Главный герой, по имени Игорь, прибывает в зону аварии на Чернобыльской АЭС через три десятка лет после нее, причем с романтической целью. В момент катастрофы там осталась его возлюбленная – Татьяна. Теперь он надеется если не встретить ее живой, то хотя бы найти тело.

Откуда у него такие дикие устремления – непонятно, и авторы подсказок не дают. Вся история уложена в одно маленькое видео, несколько записок от той самой Татьяны и слова, произносимые ее голосом, который слышит Игорь.

Кроме этих проявлений шизофрении у героя имеется некий волшебный кристалл, генерирующий разломы во времени/пространстве. Он называется «чернобылитом» и, разумеется, страшно фонит, что не мешает протагонисту браться за него голыми руками (общая проблема многих чернобыльских проектов).

Из пролога мы узнаем еще о нескольких персонажах. У каждого из них своя история, скучная и унылая. Например, некто Оливер обоснуется в хабе после того, как его атакует мистический «черный сталкер». Остальные – такие же, непонятно, как здесь оказавшиеся и чем занимающиеся кроме убийства российских военных. Вообще в игре явно слышны русофобские ноты…

В целом все очень смутно и неясно. Авторы постарались создать «атмосферу», но у них получился только туман.


Где сердце успокоится

Преодолев пролог, мы оказываемся на базе, где предстоит обустраиваться. Она тонет в горах мусора, однако удалить его можно с помощью единственного нажатия на кнопку. Потом здесь можно смонтировать станки, на которых будет производиться мебель и другие бытовые вещи, разбить теплицы для грибов и полезных трав, обустроить жилище со столом, кроватью и небольшим телевизором.

Впрочем, на геймплей это никак не воздействует, во всяком случае в альфе. Например, теплицы вообще не нужны – все составляющие для эликсиров и так растут на уровнях. Предметы интерьера должны поднимать боевой дух, падающий после выполнения любого задания, но на деле этого не заметно. Может быть, позже что-то изменится, но пока все это обустройство выглядит как добавленное «шоб було»: типа у нас серьезная игра, где нужно выживать по всем правилам.

Потом наступает время заняться планированием, также не покидая хаба. Нужно осмотреть окрестности Чернобыля в бинокль, тогда на здания, представляющих потенциальный интерес, появятся значки, символизирующие задания. Можете пойти выполнять их лично, но есть вариант послать туда коллег. Пока их у вас двое – Оливер, которого мы уже упоминали, и Сашка, молодой сталкер, присоединившийся к вам где-то в пути. Оба доступны для диалога, но не надейтесь услышать от них что-то интересное и значимое, их реплики абсолютно пусты в информационном плане.

Так что даже не приходится думать, посылать ли их на задания. Разумеется, да, больше от них все равно никакой пользы.


Скучная картина

Итак, вы отправили своих подручных посмотреть, какие задания им предлагаются (впрочем, с тем же успехом они могут спать на базе), теперь и вам надо заняться чем-нибудь полезным. И дальше наступает настоящая печаль.

Задания, которые вам предстоит выполнять, оформлены разнообразно: тут и сбор документов или ресурсов, ограбление военного конвоя, проникновение на засекреченную территорию, однако алгоритм действий един: приди – сделай – уйди.

То же и с локациями: внешне они вроде бы как-то разнообразны, но по сути совершенно одинаковые. Почти все время вам предстоит ходить мимо одних и тех же кусов, деревьев и пучков травы, периодически набредая на разрушенную сараюшку. Рано радоваться – для проникновения внутрь она, скорее всего, недоступна.

Некоторые строения все же открыты, но даже если вы туда войдете, ничего любопытного не обнаружите. Авторы утверждали, что перенесли в игру реальные чернобыльские пейзажи и строения, но этот реализм в итоге выразился в однообразных лачугах с голыми стенами и парой стульев. Может быть, оно так и есть, но эффекта присутствия и погружения в атмосферу не возникает. Здесь нет ничего, что говорило бы о Зоне и позволяло бы проникнуться ее духом.


Ресурсная база

Выживание в игре тоже обозначено только формально. Всего здесь присутствует шесть ресурсов, причем в максимально обобщенном виде: еда – это просто консервы, а травы и грибы не делятся на разновидности.

То, что можно приготовить из них, несколько разнообразнее. Вы будете варить на кострах (это специальные площадки) похлебки трех видов – для здоровья, психической устойчивости и снижения радиационного воздействия. Кроме того, среди ресурсов есть топливо для огня, датели для электрооборудования и химикаты.

Главное – вы не будете чувствовать, что выживаете. Все занятия – сканирование территории, определения местонахождения ресурсов и пробежка для их сбора. У вас имеется гаджет, совмещающий в себе сканер местности и счетчик Гейгера. Он может работать в нескольких режимах, но, поскольку есть тот, который сразу показывает все полезные вещи в определенном радиусе, остальные вам просто не пригодятся.


Слабоумные враги

Сначала вы будете думать, что сбор лута сопряжен с опасностью столкнуться с военными или конкурирующими сталкерами, но ничего подобного нет. Оппонентов на карте вообще мало. Правда они отлично маскируются, так что порой вас все же ожидают «приятные» и нежданые встречи с российскими бойцами. Вылезаете из кустов – а он стоит.

Впрочем, это тоже не беда. Здешние обитатели не отличаются остротой зрения и стремительностью реакций, так что вы от них попросту уйдете.

А может быть и еще круче. Дано: пара бойцов. Вы подходите к одному с тыла, особо не таясь, бьете по голове и делаете шаг в ближайшие кусты. Все, оставшийся в живых военный вас уже не видит, а через несколько минут вообще забудет о вашем существовании. В сущности любую группу можно уничтожить по этому алгоритму, сколько человек бы в ней ни было. Слабоумие на марше.


На фронте без перемен

Но если вам все-таки удастся привлечь внимание военных, то без перестрелки не обойтись. Такой же унылой, как и все остальное здесь присутствующее. Почему-то вам не разрешается пользоваться брошенным врагом оружием (хотя сканер и высвечивает его как потенциально полезное), так что как вы с самого начала были вооружены наганом и дробовиком, так и будете. На первых порах предстоит страшная нехватка боеприпасов, но позже вы научитесь производить их в хабе в любом количестве.

Сами же огневые контакты протекают совершенно немотивированно. Никогда нельзя предугадать, как они будут развиваться и чем закончатся. На выстрелы собираются все обитатели окрестностей, и это сплошь ваши враги. Стрелять они могут то часами в молоко, то с первого же раза насмерть. Движения при этом никакого: оппоненты или застывают на месте, или очень медленно перебираются из одного укрытия в другое.

В целом все это очень скучно, и довольно быстро вы начинаете всеми силами избегать перестрелок. Проще тихо просочиться по кустам, осторожно стянуть то, что вам нужно, и пропасть с глаз долой.


Бессмысленные неожиданности

Сказать, что авторы не прилагали никаких усилий к тому, чтобы вдохнуть в игру жизнь, нельзя. На карте в небольшом количестве есть вопросительные знаки, и там вас ждут события, к примеру, встреча с торговцем или возможность кого-нибудь спасти. Что, правда, тоже не принесет никакой пользы.

Так, душераздирающая сцена с военными, стремящимися расстрелять юного сталкера, разумеется, заставит вас встать на защиту паренька, и это кончится абсолютно ничем – он вас просто поблагодарит, и все. Думаете, если его не спасать, станет интереснее? А вот и нет: военные будут бесконечно угрожать его убийством, пока у вас не лопнет терпение и вы не вмешаетесь. Ну а дальше вы знаете: ждите благодарности…

Конечно, это может быть просто баг – их в игре полно. Плюс косая анимация, отвратительная оптимизация, плохая озвучка и музыка громче голосов… К сожалению, далеко не все это можно списать на слабости раннего доступа. Скорее всего, большинство проблем так и уйдет в релиз, за исключением разве что нескольких багов. А жаль – очень хотелось бы увидеть достойную игру про Чернобыль.