Новости игрового мира

Black Book: под соусом из тоски и нечисти. Ужастик по-славянски

13.09.2021
Мифология Скандинавии стала отличной основой, на которой выросли многочисленные игры, причем самых разных жанров – как фэнтезийные, так и комиксы и даже хорроры.

В возникновении последних нет ничего удивительного: народный эпос, хотя некоторым и кажется совершенно лубочным, на самом деле наполнен чувством страха перед жестокостью природы, богов и представителей рода человеческого.

Славянская мифология в этом плане не является исключением. А значит, рано или поздно просто обязан был появиться хоррор, построенный на преданиях и верованиях народов, населяющих Россию. Жуткий по содержанию и глубоко этнический по оформлению.


И вот – перед нами как раз такая игра, разработанная компанией Morteshka (Пермь). Авторы щедро смешали здесь русские и финно-угорские верования и легенды и наполнили сеттинг с детства знакомой нам нечистью – всякими чертями, лешими и домовыми. Вот только не надо вспоминать милого бесенка из пушкинского «Балды». Здешняя нежить по-настоящему опасна и умеет пугать, как никто другой.

Сюжет: все ради любви

Ветер, возящийся в редеющих кронах осенних деревьев... Что может быть более угнетающим для духа человека, собирающегося отправиться в дальний путь? Он навевает тоску и тревогу, намекая на поджидающие вас неведомые опасности и непреодолимые преграды. Да, в доме тепло и уютно, но ты, еще даже не ступив за порог, уже душой оторвался от этого расслабляющего мирка и чувствуешь ледяное прикосновение опасности к коже.


Главную героиню игры зовут Василиса, и мы встречаемся с ней как раз под завывания ветра. Вот только обстановка вокруг девушки не душевная и расслабляющая, а совсем наоборот – она тоскует на могиле своего возлюбленного, похороненного за кладбищенской стеной. По всем признакам он сам наложил на себя руки, а самоубийство – это страшнейший из грехов, и сам решивший свою судьбу человек не может покоиться в освященной земле.

Но Василиса не согласна с такой версией гибели своего парня. Она считает, что его убило некое неведомое зло. Чтобы выяснить, кто это был и как теперь спасти душу возлюбленного от адских мук, девушка должна переломить семь печатей на Черной Книге. Но простые смертные этого сделать не могут – только колдуны, обладающие тайными знаниями. А значит, ей предстоит обойти весь родной край (действие происходит на Урале) в поисках информации о здешней нечисти и колдовских приемах, помогающих от нее.


То, что случается с протагонисткой, мы узнаем по большей части из текстовых фрагментов. Сходство игры с графической новеллой очевидно. Итак, XIX век, Чердынский уезд, а нас ждет дальняя и опасная дорога.

Друг или враг?

Карта заполнена всевозможными точками интереса – населенными пунктами разных масштабов, лесами, болотами и др., где постоянно происходят неожиданные встречи, то и дело оканчивающиеся дракой. Наиболее подходящее время активности для начинающей ведьмы, разумеется, ночное, так что добрых людей Василисе встречать не приходится – все больше всяких паранормальных существ. Или по меньшей мере злых татей.

Вот посреди болотной топи стоит телец из золота, плотно набитый деньгами, под охраной какой-то нечисти. А там крестьяне везут муку. Казалось бы. На деле же это черти, упаковавшие в мешки трупы грешников и тащащие их в ад. А то вдруг сверкнет молния. А, нет. Это демон, спадающий с неба... И так постоянно.


Когда на нашем пути возникает очередное потустороннее явление, мы можем как тихо миновать его, так и пойти на риск и попытаться завязать полезное знакомство. Чем закончится сближение, никогда заранее не угадаешь. Спектр вариаций простирается от кровопролитного сражения до милого общения и подарков. Опираться на интуицию и опыт предыдущих игр бессмысленно – все равно события пойдут в рамках собственной логики. Пока вы ее не уловите (если это вообще удастся), лучше загнать подальше страх и смело знакомиться со всем, что попадается на пути. Русский авось порой оказывается весьма эффективным жизненным принципом.

Впрочем, Василиса тоже не беззащитна и не находится в полном одиночестве – в услужении у девушки имеется группа чертей. Они выполняют ежедневные поручения, а она от этого получает деньги и очки грехов, которые впоследствии окажут свое воздействие на финал.


Здешняя реальность непредсказуема. Это следует признать сразу и не надеяться, что что-либо изменится в процессе прохождения. Игра состоит из семи глав, каждая из которых представляет собой законченную маленькую историю, обладающую собственными персонажами, проблематикой, сюжетом. Здесь все всегда очень неоднозначно, подходить к происходящему с готовыми шаблонами бессмысленно. Если перед вами крестьянин, это не значит, что его угнетает нечистая сила, а сама нежить – необязательно исчадие ада, попадаются и вполне симпатичные представители потустороннего мира. Вот только не надо им излишне доверять.