Новости игрового мира

Assassin's Creed во всей своей сложности и противоречивости. Сюжет

28.10.2021
Перед вами не просто очередная рецензия на этот без преувеличения всемирно известный и суперпопулярный проект.

Ниже изложена глубоко субъективная точка зрения, которую многие могут не разделить.

И это обязательно случится. Дело в том, что ни одна современная игра не сможет сравниться с Assassin's Creed по полярности производимого впечатления. Неслучайно сразу же по выходе игра получила крайне противоречивые отклики в профильной прессе, стала одновременно и «игрой года», и «главным разочарованием», а ее оценки уложились в спектр от 6,5 до 10 баллов.

В общем рассчитывать на объективность во взгляде на проект попросту не приходится. Готовьтесь к тому, что перед вами – глубоко индивидуальная точка зрения, немотивированная и эмоционально окрашенная. Приготовились? Тогда поехали.


Как бы это ни противоречило логике, мы начнем сразу с вывода. Он таков: Assassin's Creed – шедевральный проект, ставший прорывом и высшей точкой развития индустрии за последние годы.

На стыке двух веков

На всякий случай мы напомним о том, что собой представляет эта игра. Мало ли, вдруг среди наших читателей если те, кто пролежал последний год в анабиозе.

Это родоначальник нового жанра – паркур-экшна. События разворачиваются на Святой земле в эпоху Третьего крестового похода.

Протагониста зовут Альтаиром, по профессии он наемный убийца. Киллер получает заказ на ликвидацию девяти представителей правящего сословия – из числа крестоносцев и местной элиты. Задание ему дает его учитель аль-Муаллим.


Впрочем, к сюжету игры это не имеет никакого отношения. Ubisoft долго и старательно нагнетали интригу, давая сообществу сведения о чем угодно (о Третьем походе крестоносцев, геймплее а-ля GTA, Дамаске и Иерусалиме), кроме главного. Оказалось, что события происходят не в XI веке, а в XXI и не на востоке, а в загадочном научном центре, где разместились лаборатории, принадлежащие всесильной корпорации «Абстерго Индастриз».

Компанией владеют потомки тамплиеров, и они экспериментируют над человеком по имени Десмонд Майлз, барменом и прапрапрапра…внуком упоминавшегося выше убийцы Альтаира. В ход идет загадочный прибор, призванный добыть сведения, содержащиеся в генетической памяти и ДНК Десмонда. Ученые последовательно извлекают воспоминания о девяти убийствах и тщательно просматривают их в надежде найти следы старинного артефакта, именуемого «Осколком Эдема». Якобы Альтаир должен был что-то о нем знать.


В итоге сюжетная линия распадается на две. Одна связана с убийствами в 1191-м и движется, пока у прибора имеется заряд. Вторая реализуется, пока идет процесс перезарядки, – Десмонд в 2012 году бродит по лабораториям, читает то, что попадается на глаза, беседует со здешним профессором на философские темы и заигрывает с его ассистенткой Люси.

Порочны, но правы?

В целом сюжет производит двойственное впечатление. Показанная сразу же таинственная лаборатория невольно заставляет настроиться на сценарий в духе Голливуда, но тут пользователя ждет разочарование: ни масштабных интриг, ни крутых поворотов, ни прочих внезапностей не случится. То есть в традиционную схему, обозначаемую как «отличный сюжет» происходящее не вписывается. Все глубже и интереснее.

Все события, связанные с Альтаиром и его непростой работой ликвидатора, – это огромная метафора, за которой стоит тема человеческих страстей. Объекты, попавшие в список на уничтожение, представляют собой символы основных людских пороков. Вот трус, который во всех видит угрозу, а потому предпочитает убивать всех, вызывающих у него подозрение. Другой – гедонист, предающийся праздности и диким развлечениям и однажды хохмы ради перетравивший всех гостей за своим столом. Третий – мракобес, стоящий на пути распространения знания и жгущий книги.


Альтаир переживает тяжелую моральную борьбу. Он убивает всех этих негодяев, но каждый раз видит, насколько сильно они уверены в собственной правоте и в том, что делали все исключительно на благо обществу. И в душу ассасина начинают закрадываться сомнения. Сначала он всего лишь делится ими со своим наставником, потом доходит до стадии серьезного кризиса, что в итоге оборачивается нестандартной, но в то же время вполне объяснимой развязкой.

Примерно так оно и было

Конечно, эта игра не является исторически достоверной, перед нами чистая импровизация «на тему». Но в то же время под всеми разворачивающимися здесь событиями имеется историческая подоплека, вполне реальная. Среди не подлежащих опровержению фактов, к примеру, существование организации асассинов (слово происходит от арабского сочетания «употребляющие гашиш»). Она функционировала в период раннего средневековья и была достаточно активна на Святой земле.


Впрочем, идеологически герои игры далеки от реальных ассасинов. Так, персонажи подчеркнуто не религиозны и даже несколько ироничны по отношению ко всевозможным верованиям. Настоящие же хашашины исповедовали ислам шиитского толка.

Их было относительно немного, но орден отличался жесточайшей внутренней дисциплиной, подчинение лидеру – «горному старцу» Хасану ибн-Саббаху – было беспрекословным.

Открытое противостояние в бою – это был не путь ассасина. Те предпочитали тихие, но эффективные действия, типа ликвидации врагов руками своих сторонников – профессиональных киллеров.


Игровые события происходят в эпоху Третьего крестового похода, 1191 году. Согласно историческим данным, настоящие хашашины тогда сосредоточились на территориях, относящихся к северу нынешней Сирии, а их центром стала крепость Масйаф, возведенная еще византийцами. В игре она упоминается довольно активно и исполняет важную роль – именно туда каждый раз, успешно уничтожив очередную цель, приходит главный герой.

У аль-Муаллима, являющегося учителем Альтаира, имеется реальный прототип – Рашид ад-Дин ас-Синан. Говоря современным языком, он был заместителем руководителя ордена хашашинов. Эта историческая личность запомнилась крайней жестокостью по отношению к крестоносцам. Но и не только к ним. По его приказу уничтожались не только европейские завоеватели, но и представители восточной аристократии, причем защитить их не могло ни общественное положение, ни вооруженная до зубов стража.


Что же касается аль-Муаллима, то историческая личность с таким именем тоже была. Однако этот известный шиитский идеолог, богослов и историк к ассасинам никакого отношения не имел и жил веком раньше периода, в который разворачиваются события в игре.

Присутствует здесь и еще целый набор исторических личностей – среди жертв Альтаира. Некоторых разработчики даже не стали маскировать и вывели под их настоящими именам. Например, Робер де Сабле, крестоносец, внезапно возглавивший орден тамплиеров в том самом 1191 году. В его биографии масса загадок и темных пятен, вплоть до странных обстоятельств смерти.

В сущности это оказалось на руку разработчикам, получившим возможность фантазировать, ни на что не оглядываясь. Отсюда, к примеру, появилось причудливое объяснение причины начала Третьего крестового похода. Дескать, другим путем де Сабле и аль-Муаллим не могли выяснить свои отношения.


В целом Assassin's Creed оказался совершенно уникальной для нашего времени игрой – проект можно вполне аргументированно и подвергнуть жесткой критике, и назвать шедевром. Ни то, ни другое не будет ложью или преувеличением. В жанре паркур-экшна он такой один. Для поклонников оригинальности в геймплее и эстетики крестоносцев – мастплей, а остальным обязательно хотя бы попробовать. Может быть, вы просто пока не знаете, до какой степени любите средневековье.