Новости игрового мира

Assassin's Creed: уникальность геймплея и его недостатки

24.10.2021
Этот проект на сегодняшний день занимает особое место в гейм-индустрии.

Он привлек массовое внимание, но не снискал однозначного одобрения. Более того, некоторые считают его шедевром, а другие – провалом. И у первых, и у вторых есть целый набор аргументов, доказывающих их правоту.

Мы склоняемся к восторженной точке зрения, хотя у игры, несомненно, есть и недостатки, которые тем не менее не отменяют ее шедевральности. Как такое может быть, проиллюстрируем на примере геймплея.

Средневековье в GTA

Игровая вселенная в высшей степени напоминает Grand Theft Auto. Если вы представите себе, что San Andreas разделился на три больших населенных пункта из эпохи раннего средневековья (Акру, Дамаск и Иерусалим), вместо негров и мексиканцев там бродят крестоносцы и сарацины, а главное средство передвижения – не спортивные автомобили, а арабские кони, то перед вами предстанет мир Assassin's Creed.


Кстати, если вы хотите полюбоваться на здешний мир с высоты – приготовьтесь постараться. На купол собора в Акре вы будете лезть минут 10 реального времени.

Вашу свободу ничто не ограничивает: вы в любой момент можете верхом отправиться в другой город, заняться выполнением побочных заданий, вернуться к своему руководителю и др.

Результатом совершенных убийств становится открытие дополнительных ячеек памяти, усиление синхронизации между предками и потомками, а также улучшение здоровья и пополнение набора боевых навыков и акробатических трюков. Чем больше вы прошли, тем легче для Десмонда (героя из XXI века) становится попадать во внутренний мир Альтаира (находящегося в XI веке), вспоминается больше деталей и подробностей, что на деле означает открытие доступа в ранее запертые локации, появление дополнительных заданий и др.


Чем заняться?

Игровой процесс представляет собой следующую цепочку: вы получаете заказ на уничтожение цели, добираетесь до города, где оно должно быть осуществлено, и начинаете изучать ситуацию. Проще всего узнать сведения о потенциальной жертве, посетив местное отделение ордена ассасинов (бюро), чаще всего расположенное в книжном магазине или лавке гончара. Его владелец в общих чертах опишет вам положение вещей, укажет на места, где стоит побывать, и дальше события начнут активно разворачиваться.


Двигаясь по городу, вы непрерывно будете находить «ключи» – небольшие добавочные квесты. Иногда выполнить их предельно просто (присядьте на скамейку, подслушайте беседу), в других ситуациях – сложно (убить группу крестоносцев, причем тихо и за отведенный отрезок времени). Порой попадаются нестандартные задания – украсть важный документ, тихо срезав кошелек с ним, или поймать шпиона противоположной стороны и бить его, пока не получите нужные сведения. Выполнив три таких задания, можете идти снова в бюро и «сдвигать» память в направлении убийства.

Тихо-тихо ползи, улитка…

Как только вы окажетесь на улице, заметите, что окружающее сильно напоминает все стелс-экшны, вышедшие на рынок за последние пять лет. Все происходящее – это не имитация типа GTA, а симулирование реального пространства, как то было в Splinter Cell или Hitman.


Что бы ни делал главгерой, это немедленно вызывает реакцию окружающего его мира. Если вы начнете бессмысленно метаться по мостовой или начнете альпинистское восхождение по стене строения, вокруг немедленно соберется толпа, переговаривающаяся, тыкающая пальцами и сыпящая оскорблениями в ваш адрес (по-восточному витиеватыми типа «Да заберет твою душу шайтан» и местами нецензурными). В общем, совершить подобное действие по-тихому точно не удастся. Тут же стихийная толпа привлечет внимание стражников, патрулирующих улицы, и, если вас сочтут безумцем, считайте – повезло.


Еще одно отличие Assassin's Creed от других проектов: здесь имеется такая несвойственная современным экшнам опция, как «поведение на людях». Если вы не спеша пробираетесь даже в самой гуще толпы, завесив лицо надвинутым капюшоном, то никто вами скорее не заинтересуется. Более того, имеется даже уникальная разработка: вам предоставляется возможность лезть сквозь самое тесное столпотворение, аккуратно руками расчищая себе дорогу. Но, перейдя на бег, да еще и сшибив с ног какого-нибудь зеваку, вы гарантированно тут же окажетесь в центре внимания, ведь ушибленный не преминет заорать благим матом, а стража по-прежнему не дремлет. 

Звездный миг Альтаира

Впрочем, как бы вы ни старались прятаться, рано или поздно вас все равно заметят, и прозвучит ключевая фраза «Я знаю его! Этот человек – убийца». А дальше начнется главное – вам предстоит продемонстрировать все свои акробатические и паркурные таланты.

Спасаться от погони придется приблизительно так: вы мчитесь по улице, перепрыгивая прилавки торговцев фруктами и отталкивая в стороны неосмотрительно попавшихся на вашем пути женщин, карабкаетесь на стену, цепляетесь за балконную решетку, подтягиваете тело вверх, переносите руки на балку, бьете ногами в стену, перепрыгиваете на чердак – и только вас и видели. Самое классное, что все эти сложные штуки выполняются предельно просто – буквально при помощи одной клавиши.


Рано или поздно Альтаира все же настигают, и он оказывается в сложной ситуации. И тут начинается еще одно развлечение. Будьте готовы к тому, что боевка поначалу не произведет позитивного впечатление – излишне сложно, да и логические нарушения присутствуют. Однако уже через некоторое время вы с удивлением обнаружите, что действуете весьма успешно: выпады перехватываются, а захваты разбиваются, остается только освоить эффектные добивания. Кстати, они действительно внушают уважение, перебивание ног и втыкание меча в горло противнику – это еще щадящий вариант развития событий.

В целом бой смотрится исключительно впечатляюще. Камера обязательно настраивается так, чтобы показать вам самые волнующие сцены во всех подробностях – кровавые потоки и фонтаны, режущий воздух меч, и вдруг – общий план, и вы видите, что к противнику спешит подкрепление… А поскольку главный герой непрерывно совершенствуется и каждый эпизод пополняет копилку его приемов, под конец сцены сражений превращаются в грандиозное и ужасное представление.


Проблемы управления

Впрочем, для тех, кому реки крови не по душе, имеется и другой вариант. Постепенно вы научитесь правильно действовать в толпе и освоите не привлекающие внимания способы уничтожения себе подобных (кинжал под лопатку, стремительный и короткий удар ножом из рукава и др.), и тогда число сражений при желании можно будет существенно снизить. Хотя, конечно, полностью отказаться от них возможности нет, как минимум необходимо вступать в боевое противостояние с объектами из списка на ликвидацию. Даже не с ними, а с их охраной, весьма чуткой и готовой закрыть господина грудью в случае опасности.

Здесь мы подошли к одному достаточно печальному моменту: хотя управление в игре не слишком сложное, используя клавиатуру и мышь, вы никогда не сможете действовать за Альтаира идеально отточено.


Конечно, можете тренироваться и в итоге достичь определенных высот в применении сочетания «клавиатура+мышь», но с помощью геймпада все равно будет проще и легче. Все-таки игра изначально создавалась именно под него, и изжить это разработчикам не удалось, сколько они ни добавляли раскладок и поддержек для разных мышей, вплоть до пятикнопочных. Только через геймпад скорость переключения между приемами и поведенческими режимами становится достаточной, а процесс – комфортным.

В сущности, игра на ПК с подключенным к нему геймпадом – для сегодняшних условий засилья мультиплатформенности это нормальное явление. Если вы раньше такой путь не пробовали, то Assassin’s Creed как раз станет отличным поводом освоить новые технологии.


Как понять, подходит ли вам эта игра

А дальше – главная ложка дегтя. Вся вышеописанная бочка меда – красивый паркур на уровне верхних этажей, эффектные сражения, больше похожие на танцы с саблями, тихое и грамотное движение в людской толпе – это прекрасно, но, увы, это все, что вы вообще найдете в игре.

Здешний геймплей крайне ограничен и достаточно быстро начинает раздражать. Сначала вы с удовольствием будете подслушивать, о чем шепчутся враги или обыватели, и выбивать показания из пойманной в подворотне «шестерки». Но когда это придется проделывать в пятнадцатый раз, ваше терпение лопнет.


Авторы это учли и в PC-версии попытались исправить. Здесь появились дополнительные миссии, дающие возможность главному герою иногда заняться чем-то другим и не погрязнуть в рутине. Получилось? Определяйте сами.

Фактически понять, подходит ли вам данный проект, очень легко – на это хватит полутора часов игрового времени. За этот период вы освоитесь, изучите основные механики, получите представление об активностях и уже сможете сформулировать свое отношение к происходящему. А главное – сможете почувствовать удивительную здешнюю атмосферу. Ни в одном проекте средневековье не представало настолько реалистичным, и в архитектуре, и в настроениях, и даже в палитре используемых цветов. Кроме того, ощущению истинности происходящего весьма способствует механика поведения в толпе – вы словно на самом деле попадаете на заполненные людьми площади и улицы.


Если вам достаточно сочетания уникальной реалистичной атмосферы средневековья с ограниченным ассортиментом отличных инновационных активностей – это ваша игра, можете смело двигаться дальше. Она вас уже захватила и не отпустит до самого конца.

Если же, как говорится, «не сложилось», то тут уже ничего не поделаешь. Надеяться на то, что вы пока чего-то не поняли и позже проникнетесь, не приходится. Либо вы влюбитесь в эту игру сразу, либо никогда, третьего не дано.


Да, проект противоречив по своей природе, и поэтому эмоции, которые он вызывает, столь же полярны и неоднозначны. Другое дело, что Assassin’s Creed – это безусловный мастплей. Понравится вам игра или нет, останетесь ли вы с ней до конца или отвалитесь после первых двух часов, чтобы уже больше никогда к ней не вернуться, не важно – попробовать вы просто обязаны. Просто из уважения к новому слову в гейм-индустрии и к собственному званию геймера.