Новости игрового мира

Разница между RPG и JRPG: разница подхода между западными ролевыми играми и японскими

16.09.2020
Ролевые игры для компьютеров и игровых приставок выпускаются как на Западе, так и в Японии. Отличить их можно по аббревиатурам: первые называются RPG, вторые — JRPG, что указывает непосредственно на страну производства. 

Что нужно знать игроку, чтобы понять, какой вариант для него будет предпочтительным? Ведь западный подход отличается от японского довольно сильно. И дело не только в рисовке и атмосфере



Подход к сюжету 

У западных и японских ролевых игр демонстрируется кардинально разный подход к сюжету. Для RPG очень важен отыгрыш. Развитие игрока часто идёт нелинейно, каждый может сделать какие-то выборы, которые повлияют на дальнейший сюжет. Боковые квесты могут быть не менее интересными, чем основной. Всё большее значение принимает исследование мира. 


Что же касается японских ролевых игр, то они рассказывают линейную историю. Игрок может минимально повлиять на ход развития событий. Его задача — это прокачать героя, чтобы пронаблюдать за тем, как он двигается по заранее написанному сценарию. В самом центре событий находится главный квест. Исследовать мир можно ровно в той степени, в которой это соответствует сценарию. 


Что можно сказать по поводу героя? 

Есть важный момент, который проистекает из сюжета. У японцев главный герой — это человек, представляющий собой сформировавшуюся личность. У него за плечами обычно уже серьёзное прошлое. Оно раскрывается по мере прохождения игры и имеет значение для тех или иных сюжетных поворотов. 


На Западе главный герой — это личность из ниоткуда. Часто у неё нет прошлого по самым разным причинам. Например, довольно распространён ход с потерей памяти. Ещё нередко это просто довольно молодой человек. В таком случае подразумевается, что его прошлое не настолько значительно, чтобы о нём отдельно нужно было вспоминать. Также довольно часто прибегают к другим приёмам: 


  1. Главный герой может быть связан какой-то клятвой или обещанием, что не даёт ему распространяться о себе. 

  2. Персонаж пережил сильную трагедию и не хочет вспоминать о прошлом. 

  3. Протагонист находится в обстоятельствах, при которых не стоит привлекать к себе внимание демонстрацией прошлого. 

  4. Речь идёт о ситуации, когда персонаж решил начать всё с чистого листа по самым разным причинам. Это может быть освобождение из тюрьмы, уход из монастыря, смерть близкого, необходимость что-то искупить, окончание войны или любого другого важного периода в жизни. 



Игровой процесс 

Игровой процесс в западных ролевых играх на порядок сложнее. Там вы можете совершенно спокойно переключаться между разными игроками, добиваться одного и того же разными способами. Далеко не все квесты одинаковы. Двигаться линейно необязательно. При этом вы можете прокачивать у персонажа разные навыки. И даже если конкретная история требует именно боевого развития, то в одних случаях справиться с врагом можно за счёт ловкости, в других — благодаря магии, в третьих — в связи с выносливостью и применением артефактов. 


Однако у японских ролевых игр всё не так. Боевая система здесь более простая и одновременно — более жёсткая. Она предполагает пошаговые действия. Переключаться между персонажами нельзя, вы всегда играете за главного героя. Убить противника, как правило, можно 1 или 2 способами. Нередко это даже обыгрывается как отдельная фишка. 



Стоит отметить, что выше описаны классические западные и японские ролевые игры. Однако такие проекты в “чистом” виде попадаются всё реже. Оба подхода взаимно влияют друг на друга. В частности, на Западе стало появляться всё больше игр, в которых у героя есть довольно богатая предыстория, причём тоже раскрывающаяся по мере продвижения. А у японских ролевых игр сегодня меньше строгости, больше боковых квестов. И можно в целом делать определённые выборы, которые позволят проходить главный квест по-разному. Но основная линия у разработчиков в той или иной степени всё равно сохраняется.