Новости игрового мира

Постап и RPG: новый человек в новом мире. Вопросы психологии

16.02.2021
Неразрывность связи постапокалиптических проектов с жанром ролевых игр очевидна. Дело в том, что особенности RPG как нельзя лучше отвечают идейным и эстетическим задачам постапа и его особой психологической атмосфере. 

В чем она состоит, поговорим ниже.

О кинематографических корнях арт-направления можете прочитать здесь.


Стоящие на пороге

Ролевые игры и постап объединяются одним понятием – развитие. Каждый персонаж здесь особый, находящийся в стрессовых условиях и переживающий внутреннюю драму, из которой должен выйти другим – хуже или лучше, но новым.

Они все избранные, хотя бы потому, что смогли пережить катастрофу, унесшую миллиарды жизней. А им повезло, и значит, в этом был особый смысл.



С коллективом или без

Кстати, индивидуализм не является обязательным требованием к хорошему постапу. Многие предпочитают действовать группой, хотя лидер, конечно, обязан быть и здесь.

Интересно, что это позволяет изменить взгляд и на реальный мир. Побывав в постапокалиптической вселенной, начинаешь яснее сознавать, что наша здешняя благополучная жизнь – это результат слаженного труда тысяч людей и выверенной системы взаимоотношений. Иначе наступил бы хаос и остался бы единственный аргумент – право сильного.

По сути большинство постап-игр построены на философии противостояния двух моделей поведения – индивидуалистической и групповой. Причем в первой герой не обязательно остается один против мира, у него вполне может быть своя компания. Только она обычно ему не в помощь, а в тягость. Вторая же подразумевает совместную работу той или иной степени эффективности.

У обеих моделей есть свои недостатки, но обе они не могут быть реализованы без общения, прокачивания персонажей, их умений и боевых навыков, баллов развития, крафтинга и др. А все это в наибольшей степени присуще именно RPG.


В непривычных условиях

Еще две важные темы, часто раскрываемые в эстетике постапокалипсиса, – это социальное устройство и тема развития технологий и их места в жизни в общества и отдельного человека. Обычно решаются с применением мотивов антиутопии. Причем те сложности во взаимоотношениях, которые в прежнем мире нивелировались с помощью силы государства, в постапе полностью вырываются на свободу.


Социум в привычном понимании слова здесь отсутствует, человечество фактически оказывается снова в условиях первобытно-общинного строя. Главная ценность и сила – это своя стая, а любой чужой человек – по определению враг и заслуживает того приговора, который лидер ему выносит. Здесь можно только выжить или погибнуть – других вариантов нет.  

Отсутствие общества – это не только проблема, но и возможность. То, чего нет, всегда может появиться. Во всяком случае протагонисты стремятся к этому. Однако мир полон самых разнообразных препятствий – от бандитствующих элементов до зомби. Их объединяет одно – желание вас уничтожить или, как вариант, поработить.

Кроме того, вы непременно столкнетесь с объективными проблемами нового мира – заразой, радиацией, недостатком еды, пространства, удобств, ресурсов и др. Стремление сохранить себя и свою группу в целости не отменяет сложных размышлений на темы мироустройства – почему все погибло, можно ли было это предотвратить и как сделать так, чтобы такого не повторилось в будущем.

Новый мир напрямую зависит от игрока, находится в полной его власти. Только в ваших руках его восстановление или создание другой, но дееспособной модели. И эта задача тоже лучше всего решается средствами RPG, где присутствуют открытый мир и разветвленная сюжетная линия.


Позитивные установки

Возможность выбрать свою сторону – свет или тьма, менять фракции, решать непростые задачи и делать моральный выбор и в финале получить новый мир, полностью обусловленный твоими собственными решениями, – это ценно и важно.


Именно этой возможностью можно объяснить тот факт, что в свое время киберпанковские проекты уступили пьедестал востребованности постапокалипсису. В киберпанке в глобальном плане царит безнадежность, даже если герою иногда удается одерживать локальные победы. Постап же исполнен веры в человека, его благородство и конструктивное творчество, способное если не спасти, но возродить мир в новых формах социальной организации.


Если не я, то кто же?

Постапокалипсис полностью переставляет акценты. Никаких технических достижений в этой вселенной больше нет. Человеку остается уповать только на себя самого, умения, способности, желание учиться и навыки. Только здесь спросят, что ты умеешь делать руками, а не какой модели у тебя смартфон. Ценностные ориентиры перемещаются, причем в нравственно верном направлении.

Любой человек должен стать универсалом. В сущности, о вреде узкой специализации не раз говорилось в литературе. И в постапе прослеживается та же мысль. Человек способен на большее, нежели выполнять свою маленькую задачу. Он может делать все, и не только может, но и должен. Только тогда он станет человеком, а не винтиком в механизме социума.

Постап-произведения ставят перед нами важные вопросы. Например, о готовности к трудностям и умении взять на себя любую роль. Здесь просто нет возможности искать специалиста – нужно им стать самому, и стрелять, и лечить, и строить, и вести переговоры, и ходить на лыжах… По-другому никак.

А на самом деле вопрос еще глубже и даже страшнее. Да, вы выживете в игре, но что, если такое произойдет в реальности? Уверены, что не случится? А почему?.. Нам бы ваш оптимизм.