Новости игрового мира

Как играм присваивают рейтинги?

09.09.2020
Вопрос возрастных рейтингов для разработчиков компьютерных игр — довольно болезненный. Если на игре будут указаны ограничения “только для взрослых”, то понятно, что с продажами всё окажется довольно плохо. И в то же время полностью игнорировать тонны достаточно реалистичного насилия тоже сложно. 

Разговоры о необходимости присвоить рейтинг компьютерным играм начали вестись ещё со времён первых ярких файтингов типа Mortal Kombat. Людей поразило достаточно реалистичное для того времени переданное насилие и то, с какой лёгкостью демонстрировались особо жестокие убийства. Родители начали беспокоиться о том, что же вырастет из их детей таким образом. 


Причём дискуссии по этому поводу велись на очень высоком уровне. Привлекались даже губернаторы, психологи, эксперты. Создавались многочисленные рейтинговые агентства и компании, которые пытались как-то определить, что же является опасным для детской и подростковой психики. 



В итоге в мире и сейчас нет единого подхода к установлению маркировки на игры. В России, например, рейтинг преимущественно возрастной. Добавлять ещё какие-то предупреждения на коробку с диском или нет — это уже сугубо конкретного производителя, не больше. 


А вот в той же Америке только возрастным рейтингом ограничиться нельзя по законодательству большинства штатов. Нужно непременно указать, в связи с чем установлен такой рейтинг: мат, насилие, сексуальный контент, что-то ещё. И в США вопросами рейтинга занимается ERSB. В России — RARS. Это разные международные агентства, и их взгляд на то, что стоит запрещать, а что — нет, какие рейтинговые отметки в каких случаях, будет отличаться. 


Стоит также учесть, что подход может варьироваться в зависимости от национального законодательства и местной специфики. Например, Sims в третьей части в мире указаны с рейтингом +12. То есть их можно покупать в Штатах, например, детям с 12 лет. А вот в России — +18. Это означает, что речь идёт о контенте исключительно для взрослых. такое возрастное ограничение было поставлено в связи с возможностью завести однополые отношения. 


Как проводится тестирование? 

Решать вопрос с получением рейтинга должен сам разработчик, поскольку считается, что это в первую очередь в его интересах. Тестирование выполняется достаточно просто: создатель делает ролик из самых шокирующих и жестоких элементов своей игры. После этого он присылает его агентству. 



Дальше компания отправляет демонстрационное видео разным добровольцам. Это должны быть люди, которые далеки от сферы разработки игр. То есть речь идёт о рядовых учителях, таксистах, продавцах, врачах, рекламщиках и прочих. Они должны выставить рейтинг, основываясь на тех впечатлениях, которые на них оказало видео. После этого высчитывается средний показатель. На основании этого определяется рейтинг. 


Именно по такому принципу работает большинство агентств. Безусловно, есть определённые критерии, однако они не будут до конца чёткими. Многие могут указать на то, что в продемонстрированном подходе слишком много субъективности. Однако агентства знают, что на это ответить. Они указывают, что воздействие игр на психику человека — тоже субъективно. Поэтому учитывается в первую очередь восприятие большинства. 


Нужно отметить, что присвоение рейтинга играм несколько меняется. Раньше какой-то проект могли запретить для несовершеннолетних только из-за большого количества сцен драк или из-за поцелуев. Сейчас, если речь не идёт о графическом, детализированном изображении происходящего, этого уже недостаточно. Мир постепенно привык к файтингам и большинство оценивающих относятся ко многому более терпимо. К тому же не последнюю роль сыграло то, что прошло уже несколько десятилетий с момента появления первых игр такого рода, а до сих пор не доказано, что насилие в них провоцирует агрессию в реальном мире. 


Также по присваиванию рейтинга заметно, насколько меняется восприятие отношений определённого формата. Сейчас однополые поцелуи на Западе воспринимаются так же, как и разнополые. В странах СНГ ситуация совершенно другая, что влияет и на рейтинги. 



Обязан ли производитель выставлять рейтинг? 

Агентства выдают рекомендации по присвоению конкретного рейтинга. А вот его выставление — это задача производителя. Но если расхождение между рекомендованным и тем, что указал разработчик, будет слишком большим, его ждёт крупный штраф. К тому же игру могут попросту запретить. А ещё обиженный родитель, если он сочтёт, что игра причинила ребёнку вред, может подать в суд на разработчиков. Поэтому такие рекомендации никто обычно на Западе, как минимум, не игнорирует. 


Другое дело, что разработчикам иногда не нравятся слишком жёсткие ограничения. В таком случае, чтобы добиться лучших для себя рекомендаций, они могут убрать конкретные сцены — вырезать их или перерисовать. Тогда видео с определёнными местами можно будет послать агентству для оценки повторно. Нередко таким образом удаётся добиться послаблений. 


Выставление рейтингов для компьютерных игр — непростая и довольно интересная задача с большим количеством нюансов, которые надо принимать во внимание. Однако без этого разработчикам просто не обойтись.