Новости игрового мира

Что такое “рогалик”? О чём идёт речь?

12.10.2020
Жанры компьютерных игр постоянно развиваются. Появляются новые определения для того или иного определения, позволяющие понять, о чём идёт речь.

Благодаря такой терминологии выбирать компьютерные игры, с одной стороны, становится легче. С другой стороны, нужно разбираться в этом сленге, чтобы понимать, о чём идёт речь. Впрочем, вникнуть не так уж и сложно. 



То, что на русском ласково называется “рогаликом”, на самом деле — Roguelike. То есть в буквальном переводе это означает игры, подобные Rogue. Как нетрудно догадаться, речь идёт о названии конкретной игры. Она была популярна ещё в 80-х и положила начало целому жанру. 


Отличительные особенности направления: 


  • игра ведётся пошагово;

  • смерть персонажа необратима. То есть здесь не предполагается какой-то “сохранки”. Если ваш персонаж погибнет, всю игру придётся проходить заново;

  • предполагается большое количество разных вариантов прохождения;

  • вся игра должна быть сделана в рамках одного режима. То есть не должно быть каких-то дополнительных уровней, боковых квестов, мини-игр, встроенных головоломок, специальных меню или же чего-то в этом роде;

  • игрок сам изучает все предметы, которые он находит в игре, обнаруживает их свойства и делает выводы о том, как всё это можно использовать;

  • уровни генерируются в случайном порядке, ничего конкретного предугадать нельзя. 


Сильное влияние на данный жанр оказала настольная игра Dungeons & Dragons. В итоге многие “рогалики” так или иначе напоминают эпическое фентези. 



Стоит отметить, что далеко не все игры в рамках данного направления полностью соответствуют основным принципам жанра. Сейчас разработчикам интересны эксперименты. Но указанные выше моменты всё же встречаются в большинстве таких проектов. 


Критика жёсткости принципов 

Нужно отметить, что далеко не все разработчики согласны с описанным выше определением “рогаликов”. Они считают, что признаки описаны чрезмерно жёстко. Многие также отмечают, что подобный подход породил дальнейшее деление поджанра. Так, стали появляться игры Roguelike-like, то есть игры, подобные рогаликам. В них могло соблюдаться несколько принципов, но далеко не все. 


Критике существующую систему классификации подвергали и сами игроки. Они приводили в качестве примеров много классических рогаликов, которые по факту не могли считаться таковыми, потому что их меню предполагало магазин или несколько дополнительных уровней. Однако во всём остальном вполне соответствовало критериям жанра. 


Нужно отметить, что данная классификация вовсе не является любительской. Она была официально закреплена в “Берлинской интерпретации” в конце 2000-х. Тогда разработчики решили собраться и прийти к единому мнению по поводу того, какую конкретно терминологию использовать в отношении тех или иных игр. И хотя во многом существование такого документа облегчило жизнь участникам игрового процесса, найденное решение всё же не было идеальным. 



В итоге некоторые разработчики маркируют как “рогалики” игры, которые не полностью соответствуют принципам. Другие же просто указывают дополнительные жанры или же уточняют, что они имеют в виду, в описаниях. Но большинство как геймеров, так и разработчиков считают, что подходить к определению этого жанра всё же нужно более гибко. К тому же в настоящем в процесс создания игр включились инди-команды. А это означает, что рамки направления стали ещё более зыбкими. 


Примеры рогаликов 

Традиционно легче всего понять, о чём идёт речь, на конкретных примерах. Ниже будет приведено несколько таких игр для наглядности. 


Rogue Legacy — интересный платформер, который создавался независимыми игроками. Любопытно в нём то, что когда персонаж умирает, это действительно необратимо. Однако вам необязательно будет начинать процесс прохождения с самого начала. Просто на его место встанет преемник. Правда, с уже другими характеристиками и классом, что в каком-то смысле делает игру ещё более непредсказуемой. 


Slay the Spire — это игра, которая умудрилась сочетать в себе признаки классического “рогалика”, тактической РПГ и совсем немного — карточной игры. Но такое смешение делает всё происходящее только ещё более захватывающим. 


Risk of Rain отличается пиксельной графикой, сделанной в то же время довольно качественно. Так что здесь можно уловить атмосферу происходящего и с головой погрузиться в процесс. Все классические признаки “рогалика”, включая необратимую смерть, тут имеются. 


Многообразие компьютерных игр в настоящем порой просто поражает. И “рогалики” заняли среди существующих жанров почётное место.