Новости игрового мира

Что из себя представляют игровые жанры?

10.10.2020
Игровые жанры появились вместе с компьютерными играми. Они подразумевают возможность объединить конкретные компьютерные игры в одну группу по определённым признакам, связанным с геймплеем.

Этим жанры в данном случае отличаются от литературных. А то, что принято в литературе называть жанрами, в мире компьютерных игр является сеттингом. 



Нужно отметить, что понятие жанра в компьютерных играх возникло позже, чем сами игры. Они образовались свыше 60 лет назад. И в то же время игровые жанры появились примерно около 20 лет. 


Стоит отметить, что сначала между разработчиками не было единого понимания того, что вкладывалось в понятие того или иного жанра. Однако постепенно, по мере того, как стали образовываться разные ассоциации, союзы и прочие организации специально для разработчиков компьютерных игр, те достигли консенсуса. И начали использовать примерно одинаковую терминологию. 


Насколько точно можно определить игровой жанр? 

Но до сих пор вопрос относимости конкретного проекта к определённому жанру может вызывать споры. Тем более что сейчас действительно крупные игры очень редко создаются исключительно в рамках одного жанра. Всё более популярными становятся проекты, которые разрабатываются на стыке. Как правило, в таких случаях или указывают главный жанр, если его вообще можно выделить, или сразу несколько. 


Как формировались жанры? 

Нельзя сказать, что жанры создаются специально. Изначально каждая игра представляла собой совершенно уникальный проект в плане игровой механики. Самые удачные примеры вызывали волну подражаний и повторов. В первую очередь это связано с рынком: чтобы вложение в создание игры окупились, нужно, чтобы проект был коммерчески успешным. А предугадать, что понравится широким массам, сложно. Намного безопаснее пойти уже проторенной кем-то тропой. 


В итоге так и создавались новые игры: огромное количество проектов, которые были похожими по ряду признаков. Однако при этом они достаточно сильно отличались, чтобы не быть плагиатом. Например, экономические симуляторы обладают целым рядом общих характерных черт: 


  • в фокусе — именно экономика, а не политика или же военные действия;

  • цель игры — создание экономического баланса и развитие. Причём добиться и того, и другого, да ещё и чтобы всё было устойчивым, намного сложнее, чем в других играх, где на экономике не ставится акцент;

  • большое значение имеет добыча, использование и распоряжение ресурсами;

  • также нужно уделять внимание потребностям;

  • часто присутствует соревновательный момент или же какие-то внешние негативные факторы (голод, монстры, ограниченность ресурсов, что-то ещё). 


Общий концепт по описанному представить не составит труда. И в то же время экономические стратегии могут быть очень разными. Где-то ставка делается именно на стратегию, где-то игра превращается скорее в экономическую симуляцию. Иногда конкуренция выходит на первый план, например, если вам нужно управлять предприятием. 


Несмотря на вполне однозначно очерченные рамки, экономические симуляторы могут быть очень разными. Игрокам предлагается строить города или даже целые империи. В их распоряжении — разные эпохи. Иногда фантазия разработчиков отправляет геймеров в космос или вообще в другие миры. Периодически многие процессы можно автоматизировать. 



При этом разница может достигаться и за счёт того, чем именно вы управляете: конкретным предпринимателем, бизнесом (и тут тоже хватает вариантов, начиная от прачечной и заканчивая магазином), колонией, городом, какой-то конкретной структурой или целой страной. Причём такое разнообразие всё будет в рамках одного жанра. Но оно усиливается, если добавить “выживание” или же ужасы. 


Проблема бесструктурности и классификации игр 

Казалось бы, игровые жанры развиваются уже довольно давно (для современного мира). В чём проблема их однозначно определить? Однако понятной и единой классификации всё ещё нет. Во многих источниках один и тот же жанр называется по-разному. Например, “шутер” и “экшен”. При этом ещё и часто возникают споры, нет ли между ними отличия. Одни критики (и даже разработчики) считают, что говорят об одном жанре. Другие полагают, что “шутер” — это просто “стрелялка” без особой цели и сюжета, которые присутствуют в “экшене”. Хороший пример отсутствия единого подхода. 



Для решения этой проблемы была придумана классификация. Все компьютерные игры разделили на проекты, в которых вычленили основное — контроль, действие или общение. К первым, например, могут относиться стратегии. Ко вторым — платформеры или те же экшены. К третьим — квесты. 


Игровой жанр построен в первую очередь на геймплее. Он важен, поскольку помогает понять, что перед вами. Но в то же время игровые жанры всё ещё не определены однозначно. И они находятся в процессе формирования. Как бы то ни было, разбираться в игровых жанрах стоит хотя бы для того, чтобы облегчить себе процесс поиска и подбора игры. А ещё это просто интересно.