Новости игрового мира

Чем компьютерные игры ограничивают современных людей?

15.10.2020
О том, какие возможности подарили миру компьютерные игры, написано немало. Однако у возможностей есть и определённая плата. В чём компьютерные игры нас с вами ограничивают?

Что мы можем не замечать за всем происходящим? Давайте разбираться. 



Компьютерные игры — это увлекательные игровые Вселенные, в которые словно с головой ныряешь. Однако геймера довольно ловко “водят” от одной локации к другой, провоцируют на то, чтобы он проводил в таком проекте как можно больше времени, чтобы ему хотелось возвращаться к любимому процессу снова и снова. Ведь чем больше увлечён происходящим игрок, тем выше вероятность, что он будет привлекать к процессу других людей, а также окажется готовым вложить деньги. 


Такие манипуляции приводят к тому, что у геймера со временем развивается определённый тип мышления. Он начинает использовать для этого категории “прокачки”, видеть в том или ином процессе — квест, задачу, искать “настройки”. На самом деле если у человека просто появились новые категории в понятийном аппарате, то ничего плохого не происходит. Хуже, когда они начинают доминировать. 


Мышление игрока может стать довольно специфическим 

Дело даже не в пресловутом “игровом” мышлении. Дело в том, что некоторые геймеры перестают пользоваться другими категориями в процессе мыслительной активности и начинают видеть многое через призму игровых понятий. Это опасно: 


  1. Игрок может начать защищаться таким образом от негативных переживаний и начать обесценивать сложности, с которыми сталкиваются другие люди. NPC сочувствовать трудно. Да и другие игроки на самом деле развлекаются. Если им слишком сложно, они всегда могут перестать, выйти из игры. Однако в реальной жизни это не работает. Непосредственный же перенос может привести к потере эмпатии. В итоге найти общий язык игроку с окружающими станет объективно трудно. 

  2. Сложности с оцениванием собственных ресурсов, в том числе и эмоциональных. В компьютерных играх многое упрощается, становится символическим. Обычно учитывается всего лишь несколько факторов, а не вся совокупность, которую надо принимать в реальной жизни. Поэтому если начать непосредственно переносить подход к достижению целей из игры в реальность, то можно обнаружить, что разобраться с чем-то персонажу проще, потому что там не учитывается, что он устал, что-то забыл или просто сильно расстроен. А в реальной жизни есть люди. Которые могут впасть в истерику и от нервов не справиться с проектом. 

  3. Человек может перестать прибегать к другим видам мышления, то есть начать действовать в каком-то смысле по шаблону. Кроме игровых категорий, есть и иные приёмы, которые в реальной жизни порой бывают актуальнее. Подбирать нужно в зависимости от ситуации. Однако если геймер привык действовать по конкретному игровому алгоритму, он может начать неосознанно применять его и в реальной жизни. А потом не понимать, что не так, почему не срабатывает. 

  4. Нередко игровые моменты переносятся не туда, куда следует или некорректно. Например, и в играх, и в книжных историях, и в фильмах есть персонажи. Однако истории создаются во всех случаях по-разному. Если начать применять одни приёмы для другого вида творчества, можно неожиданно усложнить себе задачу и запутаться.

  5. Игрок, увлекающийся играми исключительно одного жанра, рискует воспринять жанровые условности слишком серьёзно. Например, в экшене геймера нередко ждёт большой босс. Чтобы справиться с ним, нужно собрать много ресурсов. Но после этого игрока ожидает большое количество опыта, новые возможности, масса ресурсов. Однако если в жизни у кого-то начинаются серьёзные трудности, это не значит, что после их преодоления сразу появится много денег, сил и других бонусов. А некоторые люди всерьёз на это рассчитывают и даже обижаются на судьбу или Мироздание, когда не получают. Между тем нередко такие ожидания связаны именно с компьютерными играми. 


Учтите, что компьютерные игры нередко порождают проблему придания смысла всему происходящему. Ведь у разработчиков действительно нет ресурсов, чтобы создавать что-то, что не играет на раскрытие сюжета, не позволяет прокачать персонажа, получить новые ресурсы и прочее. Однако такой же подход к жизни не срабатывает. Многое вокруг нас связано на самом деле с другими людьми, а не с нами. И это уже не говоря о том, сколько всего происходит просто так. 


Глубокий отыгрыш ограничивает человека в самопознании 

Люди в прошлом намного больше размышляли над своими поступками, досконально их разбирали. Сейчас есть Интернет и компьютерные игры. Можно не заниматься рефлексией, а перенести свои мысли на персонажа. А некоторые в трудных ситуациях вообще начинают представлять персонажа на собственном месте: что он сделал, сказал, как бы стал вести себя? 



Иногда это и правда помогает. Например, справиться с нервозностью. Но в большинстве случаев такой подход сомнительный, потому что человек как бы заслоняет себя от самого себя же. Он перестаёт обращать внимание на то, что с ним происходит. А это чревато разным: от состояния хронической неудовлетворённости и до развития психического заболевания, начало которого человек попросту пропустил. 


Компьютерные игры открывают перед нами огромные миры. Однако они в то же время и многое закрывают, ограничивают. Причём далеко не только двигательную активность, о чём большинство игроков хотя бы догадываются. Поэтому иногда стоит отрываться от любимого занятия и оглядываться по сторонам, в том числе и на себя.